Девятый арбитражный апелляционный суд назначил на 5 сентября рассмотрение жалобы литовской компании Plastima на решение суда об отказе во взыскании со Сбербанка России более чем 2 млн евро по банковской гарантии, сообщили РАПСИ в суде.

В июне Арбитражный суд Москвы отказал иностранной компании в иске, однако удовлетворил встречный иск Сбербанка и признал ничтожной банковскую гарантию.

Plastima в 2009 году получила от ООО «Калининград-Промпласт», российского контрагента, за поставляемый товар — полимеры — банковскую гарантию на сумму 2,5 млн евро, выданную Сбербанком и направленную через систему SWIFT в литовский SEB Banka. Поскольку покупатель не оплатил в полном объеме поставленную продукцию, литовская компания обратилась к Сбербанку с требованием произвести оплату по гарантии. Однако российский банк отказался это делать, сославшись на то, что банковская гарантия и дополнения к ней были подписаны сотрудником, не имевшим на это полномочий.

В суде юрист Сбербанка заявил, что гарантия была выдана несанкционированно путем мошеннических действий. Он отметил, что экс-сотрудник банка Полтавский, который выдал гарантию, был признан Гвардейским райсудом Калининграда виновным в пособничестве в мошенничестве. Факты, указанные в приговоре Полтавскому, имеют преюдициальное значение для этого дела. Сбербанк не одобрял действий по выдаче гарантии, она была выдана незаконно, отметил юрист. Кроме того, не была соблюдена письменная форма при выдаче гарантии.

Юрист компании Plastima на это заявил, что сообщения, которые отправляются через систему SWIFT, являются официальными документами. По его мнению, Сбербанк не обеспечил должную защиту доступа к системе и несет за это ответственность.

Суд в решении указал, что Полтавский никогда не был представителем Сбербанка, имеющим полномочия на выдачу банковской гарантии, и выдал ее как неуполномоченное лицо, поэтому банк не должен нести ответственность по таким сделкам.