Коллекторы с энтузиазмом восприняли возможность появления у их деятельности правового статуса в случае принятия закона о потребительском кредитовании, однако считают, что дополнение закона нормой о запрете на их личное общение с должниками может привести к ухудшению платежной дисциплины, а это чревато негативными последствиями не только для всего долгового бизнеса, но и для экономики в целом, выяснил «Прайм».

Во вторник газета «Коммерсант» сообщала, что законопроект о потребительском кредитовании в РФ будет дополнен нормами о правилах взыскания просроченной задолженности, решение принято в ходе доработки документа. Согласно предложениям МЭР, заемщик-неплательщик может потребовать прекращения личных встреч или телефонных переговоров с коллекторами. В этой ситуации взыскатель сможет общаться с ним только по почте и посредством СМС, причем не чаще чем два раза в сутки, строго в дневное время.

Для нарушителей предполагаются штрафы либо даже административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом защита заемщиков, по мнению разработчиков, должна перейти в ведение ЦБ. Ранее Минюст предлагал сохранить эту функцию за Роспотребнадзором.

В первом чтении законопроект о потребкредитовании был одобрен Госдумой 23 апреля и не регулировал вопросы взаимодействия коллекторов и заемщиков при сборе просроченных долгов. Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, закон должен быть принят до 15 декабря 2013 года. За доработку законопроекта отвечает Минфин.

Профессиональные взыскатели долгов сошлись во мнении, что регулирование отрасли на государственном уровне является позитивным сигналом для рынка. Однако они с явной настороженностью отнеслись к возможному запрету на непосредственное общение с неплательщиками, усмотрев в законопроекте явный перекос в сторону заемщиков.

«Мы как участники рынка, безусловно, рады, что деятельность по взысканию долгов будет упорядочена, в том числе в случае принятия закона «О потребительском кредитовании», однако некоторые пункты документа вызывают опасения и являются некоторым перекосом в сторону заемщиков», — указала заместитель генерального директора по продажам и маркетингу «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова.

Старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер также поддержал идею о дополнении законопроекта правилами взыскания просрочки. «Однако мы не поддерживаем содержательную часть данных норм, предлагаемых МЭР. Право неплательщика требовать прекратить «непосредственное взаимодействие» с ним коллекторского агентства — личные встречи или телефонные переговоры — и допустить общение только по почте и посредством СМС, причем в строго определенное время, создают явный перекос в сторону заемщиков», — подчеркнул топ-менеджер.

Исполнительный директор Столичного коллекторского агентства Артем Плохов считает вполне логичным увязать законодательное регулирование коллекторской отрасли с принимаемым законом о потребкредитовании. «Что же касается ограничений, о которых идет речь, то хотелось бы напомнить, что между правами и обязанностями необходим баланс. Это касается как должников, так и кредиторов. К обсуждаемому документу есть вопросы, однако мы очень надеемся, что в ходе работы над законопроектом будет достигнут компромисс», — отметил топ-менеджер.

В НСВ считают, что принятие данных норм приведет к росту числа злоупотреблений со стороны заемщиков, изначально не желающих возвращать кредит. Компания опасается, что вступление в силу закона в данной редакции может привести к росту невозвратов и удорожанию кредитов.

Терехова из «Секвойи» согласна с мнением вице-президента НСВ. «Данное предложение — это прямой путь к ухудшению платежной дисциплины и к поощрению действий недобросовестных заемщиков, мошенников, что может отрицательно сказаться не только на бизнесе, но и на всей экономике в целом», — считает она.

Начальник отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников высказал мнение, что данные поправки усложнят работу взыскателей, поскольку сделают более комфортными условия клиентам для невозврата кредитной задолженности. По его словам, основную часть взыскания коллекторские агентства и внутренние службы банков проводят именно посредством телефонного общения и личных встреч с должниками.

«Если представить, что определенная часть клиентов оплачивает задолженность именно после разговора с коллектором, то после принятия поправок в законопроект… клиент вправе направить некое письмо кредитору с просьбой не беспокоить его телефонными звонками и визитами по его месту жительства, уровень взыскания будет снижаться в целом по портфелю», — опасается Котельников.

Между тем гендиректор коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров считает, что подобные ограничения не скажутся на уровне сборов. По его мнению, коллекторам может понадобиться определенное время для понимания того, за что штрафуют, и отработку фильтров на проблемных должников. «То есть возможны небольшие расходы на штрафы в первые полгода, но взыскание не снизится, наоборот — увеличится, поскольку коллекторская деятельность станет регулироваться законом и ее нельзя будет огульно назвать незаконной», — сказал он. Глава «Центра ЮСБ» не исключает ослабления ограничений.

Глава Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Морозов признал, что весь рынок коллекторской деятельности в России необходимо привести в цивилизованные рамки, но отметил, что «приводить в порядок деятельность по взысканию просроченной задолженности надо с помощью ввода обязательных саморегулируемых организаций, а не путем предоставления гражданам возможности ухода от погашения долгов».

По его мнению, полный запрет на звонки неплательщикам приведет к разрыву контакта профессиональных взыскателей с должниками. «А это, согласитесь, никак не улучшит платежную дисциплину», — резюмировал Морозов.