Международное агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Армении в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» со «стабильным» прогнозом. Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BB», а краткосрочный рейтинг — на уровне «B».

В сообщении Fitch перечисляются факторы, сыгравшие роль при подтверждении рейтингов страны. В частности, дефицит консолидированного общегосударственного бюджета снизился до 1,4% ВВП в 2012 году по сравнению с 2,8% ВВП в 2011-м (второй год подряд лучше целевого уровня). Правительству удалось выполнить задачу увеличения налоговых доходов на 1,2 процентного пункта ВВП, хотя капитальные расходы ниже запланированного уровня также внесли свой вклад. Дефицит вновь увеличится в 2014 году ввиду расходов в связи с проведением пенсионной реформы, оцениваемых в первый год на уровне 0,5% ВВП.

Общегосударственный долг увеличился на 1,8 п. п. ВВП до 44,1% ВВП в 2012-м, но Fitch ожидает его стабилизации с 2013 года и далее. Снижение валютного курса представляет собой риск с учетом того, что более 80% государственного долга номинировано в иностранной валюте. Стоимость обслуживания внешнего долга государства является невысокой, но растущей. Правительство намерено углублять местный рынок капитала.

Рост реального ВВП составил 7,2% в 2012 году (более быстрые темпы, чем в какой-либо другой рейтингуемой европейской стране с развивающейся экономикой) и был обусловлен результатами в сельском хозяйстве, горнодобывающей отрасли и секторе услуг. Более быстрый рост сопровождал меры правительства по улучшению делового климата, хотя качественные недостатки сохраняются. Рост замедлился во II квартале 2013 года, но Fitch ожидает, что он достигнет 5% в 2013—2015 годах, что выше предыдущих прогнозов агентства. Потребление и чистый объем торговли вносят свой вклад, в то время как инвестиции находятся на низком уровне. Сдерживающими факторами будут более высокие цены на газ и более медленный рост в России.

Дефицит счета текущих операций выше 10% ВВП по-прежнему является негативным рейтинговым фактором, хотя он постепенно сокращается под воздействием экспорта. В 2014 году ожидается снижение дефицита счета текущих операций до менее чем 10% ВВП, при этом растущая доля в его финансировании приходится на прямые иностранные инвестиции. Резервы будут на неизменном уровне, поскольку Армения начинает выплаты по кредитам Международного валютного фонда.

Индикаторы качества управления немногим ниже медианного уровня для стран с рейтингами категории «BB». Серж Саргсян остался президентом на второй срок, выиграв выборы в феврале 2013 года, это завершило гладкий электоральный цикл и указывает на продолжение проводимой политики. В то же время резкая реакция населения на предложение о повышении цен на общественный транспорт в Ереване говорит о латентных политических рисках.

Рейтинг Армении поддерживается достаточно сильной макроэкономической средой и хорошей историей инфляции в сравнении с сопоставимыми суверенными эмитентами с рейтингами категории «BB». В то же время растущие цены на продукты питания и повышение на 15,1% тарифов на энергоносители (ввиду более высоких расходов на импорт газа) привели к увеличению инфляции до 8,5% в июле 2013-го относительно аналогичного периода предыдущего года. К 2014-му инфляция должна вернуться к целевому диапазону (менее 5,5%). Центральный банк Армении позволяет более гибкий валютный курс, хотя долларизация является высокой — на уровне 63%.

Fitch ранее указывало на риски для банковского сектора ввиду сильного роста кредитования (хотя и с низкого стартового уровня). Номинальный рост банковского кредитования частного сектора замедлился до 16% относительно аналогичного периода предыдущего года в мае 2013-го по сравнению с 27% на конец 2012-го. ЦБ принимает меры по ограничению роста валютного кредитования. Риски для суверенной кредитоспособности со стороны банковской системы сглаживаются возможностями банков по абсорбированию убытков и тем, что банки преимущественно находятся в иностранной собственности.