Назначения в новом кабинете министров, который 8 мая возглавил Владимир Путин, говорят о сохранении преемственности проводимой экономической политики, считают экономисты, опрошенные Интерфаксом. По их мнению, изменения в структуре министерств свидетельствуют об окончательном отказе от принципов административной реформы, которая была проведена в 2004 году. «Изменения можно разделить на 2 группы. Во-первых, изменения, которые мотивированы существом дела, — кардинальных изменений в этой группе не произошло. Ключевые министры, определяющие экономическую политику, остались на своих местах. Во-вторых, кадровый момент, когда были назначены новыми вице-премьерами чиновники, у которых есть «чувство привязанности», — сказал научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин.

Ясин позитивно отозвался о Игоре Шувалове, который в должности первого вице-премьера будет курировать внешнеторговые и многие экономические вопросы. «Это человек одаренный и знающий, вел ключевые проекты, в том числе был одним из инициаторов запуска национальных проектов», — отметил он.

Ясин назвал «более символичным» именно уход чиновников, которые не сохранили свои посты. «Очень символично именно то, кто ушел. Это Устинов (бывший министр юстиции), Рейман (экс-глава Мининформсвязи), вокруг которого постоянно витал коррупционный дымок», — сказал он. Экономист также обратил внимание на «мягкое перемещение» с поста главы ФСБ Николая Патрушева на должность секретаря Совета безопасности. Каких-то существенных изменений в экономической политике Ясин не ожидает, отмечая, что «основная линия давно определена». То, что из Минэкономразвития были переданы функции по внешней торговле в министерство промышленности, по его мнению, не важно: «там они [функции. — ИФ] будут так же не на месте». «Эта функция не обязательно должна быть в министерствах», — сказал он.

Экономист отметил и то, что отказ от административной реформы 2004 года давно уже произошел, и сейчас происходит дальнейшее отклонение от основных принципов, которые тогда закладывались. При этом Ясин высказал суждение, что переподчинение Росстата напрямую МЭРТу «вполне целесообразно». «Не думаю, что нынешнее руководство Минэкономразвития будет давить на Росстат, а скорее, будет делать упор на развитии статистики, что сейчас необходимо. То, что Росстат напрямую подчинялся премьер-министру, не увеличивало его независимость», — пояснил он.

Управляющий директор, главный экономист ИФК «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков также не увидел неожиданностей в реструктуризации кабинета министров. «Особых сюрпризов в перестановках внутри правительства нет. Владимир Путин еще при формировании кабинета министров Виктора Зубкова осенью прошлого года заявил, что формируется основа будущего правительства. А назначение новых вице-премьеров объясняется перемещением тех людей, которые работали при Путине в администрации президента», — считает он. Гавриленков призвал не ждать каких-то принципиальных изменений в экономической политике, которая в последнее время, по его словам, является «не очень понятной». «С одной стороны, разрабатывается долгосрочна экономическая стратегия, а с другой стороны, Алексей Кудрин заявляет, что средств на ее реализацию нету», — отметил экономист. По его мнению, с учетом высокой инфляции, наблюдающейся последние полгода, аргументов у Кудрина по ограничению роста госрасходов прибавится, и позиция министра финансов усилится.

Касаясь реструктуризации министерств и ведомств, Гавриленков отметил: «Эти процессы напоминают эволюцию вселенной — число министерств и вице-премьеров то снижается, то расширяется — глубокого стратегического смысла в этом искать не приходится».

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич тоже считает, что преемственность экономической политики сохранится, так как состав финансово-экономического блока остался прежним. «То, что Кудрин остался министром финансов, несмотря на не очень высокую популярность в обществе, говорит о предпочтениях власти в пользу сохранения макроэкономической стабильности, которую отстаивает Кудрин», — отметил экономист. По его мнению, выделение министерства энергетики объясняется «повышением роли энергетики, с одной стороны, и серьезными проблемами в этом секторе из-за стагнации, с другой». Передача функции по торговле из Минэкономразвития в министерство промышленности, по мнению экономиста, также достаточно логично и во многих странах объединены именно промышленность и торговля в одно ведомство.

В целом, по словам Гурвича, многие ключевые пункты административной реформы 2004 года были отыграны назад. Главной задачей, по его мнению, остается создание новых стимулов для чиновников для более эффективной работы, в том числе принятие техрегламентов, что не сделано до сих пор.