Банк России выступил против подготовленных Минфином поправок к закону «О национальной платежной системе», усложняющих процедуру возврата незаконно списанных средств по картам. В распоряжении «Коммерсанта» оказался официальный отзыв ЦБ за подписью зампреда ЦБ Татьяны Чугуновой.

«Текущая версия законопроекта принималась еще в 2011 году и является компромиссной, — рассказал изданию один из соавторов отзыва. — Поэтому любые изменения нецелесообразны». Ранее категорически против внесения изменений в закон выступили депутаты Госдумы.

ЦБ отмечает, что предложенные поправки «фактически возвращают регулирование отношений между банками и клиентами по несанкционированным операциям к состоянию, существовавшему до принятия закона об НПС». Все убытки от мошеннических списаний, которые клиент понес до обнаружения им факта утраты карты или того, что по счету проведена несанкционированная операция, возлагаются на него самого, отмечает в письме Чугунова. Не понравилось ЦБ и предложение закреплять в договоре с клиентом способы уведомления о проведенной операции. ЦБ опасается, что если в договоре будет закреплена проверка состояния счета через «Личный кабинет» на сайте банка, то клиенту придется слишком часто туда заглядывать, в противном случае возрастут риски несвоевременного его информирования.

Закон об НПС был принят два года назад, но вступление в силу статьи 9 было отложено на 2014 год. Согласно этой статье, банки в случае не санкционированного клиентом списания средств обязаны автоматически возвратить ему деньги, а потом разбираться, по чьей вине это произошло. Банкиры же настаивали на том, что для подготовки к действию этой нормы им необходимо время, а позже рабочая группа Минфина и вовсе предложила поправки к статье, меняющие ее не в пользу граждан. Этот вариант документа предусматривал автоматический возврат денег клиенту только в том случае, если они были списаны со счета после уведомления банка об утере карты или о том, что клиент не проводил последнюю операцию.

Судьба поправок должна решиться в течение месяца, рассказал «Коммерсанту» заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Между тем банки не оставляют попыток добиться смягчения статьи 9.

Крупнейшие игроки, в том числе Сбербанк и ВТБ, обратились в Минфин и ЦБ с предложением увеличить срок возврата клиентам средств в случае несанкционированного их списания с одних суток, как предусмотрено сейчас, до 10 дней. Об этом «Известиям» сообщила зампред ВТБ 24 Екатерина Петелина. По ее словам, банкам необходимы эти 10 дней, чтобы разобраться в ситуации: ведь если банк сначала возместит клиенту ущерб, «а потом выяснит, что данная операция не являлась мошеннической, то непонятно, каким образом возвращать обратно выплаченную клиенту сумму». Банкиры опасаются, что закон сыграет на руку мошенникам, которые смогут требовать с кредитных организаций большие деньги. А значит, добросовестным клиентам придется платить за мошенников, пояснила Петелина.

Банки предлагают также прописать в законе ответственность клиента за получение уведомления о совершенной операции, а также четко определить его способы. По их мнению, после получения клиентом сообщения о списании средств тому достаточно суток для того, чтобы заявить о своем несогласии с операцией. По истечении этого срока, считают в кредитных организациях, в возвращении денег клиенту должно быть отказано.