Более 25% всех мошеннических операций по картам приходится на «дружеский фрод» — когда клиент банка совершает покупку через Интернет за счет собственной карты, а затем требует возмещения от банка. Такой вывод сделал «Коммерсант», проанализировав данные банка «Тинькофф Кредитные Системы». Их можно считать вполне репрезентативными — по версии FRG, на 1 октября банк входит в тройку лидеров на рынке кредитных карт с долей 6,8% и объемом задолженности по картам 71 млрд рублей.

Только за первое полугодие текущего года банк зарегистрировал мошеннические операции по 3,9 тыс. карт, что привело к потерям на 3,4 млн рублей, следует из проспекта банка к IPO. По итогам 2012 года эти потери оценивались в 7 млн рублей, а количество карт, с которыми осуществлялись мошеннические операции, — в 5,9 тыс. По данным ТКС Банка, в 2012 году на «дружеский фрод» пришлось 27,4% общего числа мошенничеств. Затем идут операции по краденым картам — 16,1%, операции с использованием счетов, открытых по чужим или фальшивым документам, — 15,3%, операции по потерянным картам — 14,4%, использование карты с вводом указанного на ней кода (CVV/CVC) — 13,7% и др.

До сих пор информация о потерях конкретных банков не раскрывалась. Однако весь бизнес ТКС Банка завязан на операции с картами, и он вынужден был раскрыть возможные риски инвесторам в ходе IPO.

По словам председателя правления НП «НПС» Андрея Емелина, в последнее время объем операций «дружеского фрода» растет и в России, и на Западе, поскольку для мошенников это фактически «бесплатный способ украсть деньги».

Вскоре банки могут столкнуться с существенным увеличением потерь от «дружеского фрода», отмечает «Коммерсант». С 1 января 2014 года вступают в силу положения статьи 9 закона «О национальной платежной системе», устанавливающие порядок возмещения неправомерно списанных с карт средств. «Правом проводить расследование, насколько сам клиент причастен к неправомерному списанию, банки будут наделены лишь в том случае, если уведомили клиента об операции, — пояснил Андрей Емелин. — В тех случаях, когда клиент такого уведомления не получил, банк будет однозначно обязан возместить ему ущерб». При этом операторы связи зачастую не хранят СМС-уведомления (это сейчас один из самых распространенных способов), поэтому доказать факт уведомления клиента в текущей ситуации банки в большинстве случаев просто не смогут, указывают эксперты. То есть на практике может сложиться ситуация, в которой банки будут обязаны возвращать деньги в подавляющем большинстве случаев. Проблема может быть решена только при условии внесения поправок, которые установят сроки проведения расследования для банков и порядок уведомления клиентов.