Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s изменило прогноз по рейтингам ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» со «стабильного» на «негативный», подтвердив долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги компании на уровне «BB-/B» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAA-». Об этом говорится в сообщении S&P, распространенном в среду.

Как поясняется, ухудшение прогноза отражает постепенное ослабление финансового профиля ГТЛК. Аналитики указывают на риск снижения традиционно высокого уровня капитализации ГТЛК, в результате чего рейтинги могут быть выведены из категории «ВВ». «Подтверждение рейтингов отражает высокий уровень капитализации ГТЛК, обеспечивающий значительную «подушку» на случай непредвиденных потерь по лизинговым операциям, а также наши ожидания того, что поддержка ГТЛК со стороны Министерства транспорта РФ — 100-процентного собственника компании — сохранится», — отмечают в рейтинговом агентстве.

По мнению аналитиков, рост лизингового портфеля ГТЛК в 2011—2012 годах был очень агрессивным. По состоянию на конец 2012-го компания отразила в отчетности значительное увеличение объема проблемных активов и новых резервов (нетто), что вызывает у агентства обеспокоенность относительно стандартов андеррайтинга в период быстрого роста бизнеса. «Эта тенденция может продолжиться и в 2013—2014 годах — по мере созревания лизингового портфеля, что может оказать дополнительное неблагоприятное влияние на показатели рентабельности и капитализации ГТЛК», — предупреждают в S&P.

В агентстве уточняют, что проблемные лизинговые активы компании (платежи по которым просрочены на 180 дней и более) к концу 2012 года составляли 4,6% чистых инвестиций в лизинг по сравнению с 0,4% в конце 2011-го. «Насколько нам известно, руководство компании принимает меры по повышению качества лизингового портфеля, однако результаты пока остаются неопределенными, и мы не ожидаем улучшения соответствующих показателей в 2013—2014 годах», — пишут аналитики.

Они позитивно оценивают тот факт, что ухудшение качества портфеля в некоторой степени компенсируется высокой капитализацией ГТЛК и потенциальным ростом бизнеса за счет участия компании в ряде инициатив правительства (через Минтранс России), таких как развитие региональной авиации и перевод общественного транспорта на газомоторное топливо. В то же время «капитализация постепенно снижается с исторически очень высокого уровня ввиду роста лизингового портфеля». S&P констатирует, что показатель «собственный капитал / активы» ухудшился у ГТЛК с 31,3% в 2011-м до 19,7% в 2012-м. Прогнозируется, что этот индикатор будет находиться на уровне около 15% или чуть ниже в 2013—2014 годах.

Также в рейтинговом агентстве обращают внимание на то, что ввиду замедления динамики российской экономики темпы роста в целевых для ГТЛК сегментах рынка — железнодорожных перевозках и дорожном строительстве — также стали снижаться. Кроме того, аналитики предсказывают ужесточение конкуренции на рынке лизинга в ближайшие годы, «что, скорее всего, негативно повлияет на маржу в лизинговом бизнесе». Это является дополнительным риском для компании с учетом довольно низкого уровня ее прибыльности в настоящее время, считают в S&P.

В агентстве также отмечают «частую смену управляющей команды» ГТЛК.

Аналитики S&P предупреждают о возможном снижении рейтингов ГТЛК в случае дальнейшего ухудшения качества лизингового портфеля (например, если проблемные лизинговые активы составят 5% чистого лизингового портфеля или превысят этот уровень). Кроме того, рейтинги могут быть понижены в случае существенного ухудшения показателей капитализации (если отношение собственного капитала к активам снизится до менее чем 15%). Негативное рейтинговое действие может произойти и в том случае, если правительство примет решение о приватизации компании ранее 2015 года.

Прогноз может быть улучшен до «стабильного» в случае существенного улучшения качества лизингового портфеля компании, устойчивого роста нового бизнеса приемлемого качества, а также при дополнительных вложениях государства в капитал ГТЛК.

По данным российского агентства «Эксперт РА», ГТЛК находится на шестом месте среди лизингодателей РФ по размеру портфеля и на седьмом — по объему нового бизнеса в первом полугодии 2013 года.