В Совете Федерации 21 ноября пройдут парламентские слушания, посвященные деофшоризации экономики России. Об этом сообщил председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

«Мы привлекли к работе сразу несколько ведомств экономического и силового блоков правительства», — рассказал Рябухин, уточнив, что, в частности, «большой анализ проблем, связанных с уходом налогоплательщиков в офшорные зоны, провела Счетная палата»; также у сенаторов имеются данные Налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам.

«За последние 20 лет, по различным оценкам, из России в офшоры ушло от 800 миллиардов до 1 триллиона долларов», — привел сенатор цифры, подтверждающие высокую значимость заявленной темы.

Он напомнил, что на важность работы по деофшоризации российской экономики не раз указывал президент России Владимир Путин; между тем в ходе слушаний предполагается не только подвести итоги работы ведомств в этом направлении, но и «выработать предложения для внесения поправок в Налоговый, Бюджетный и Уголовный кодексы».

«Наступило время совершенствования отдельных законодательных норм, которые регламентируют правоотношения между субъектами экономической деятельности и государством. В частности, речь идет о поправках, усиливающих ответственность за уклонение от уплаты налогов», — отметил Рябухин.

Он напомнил, что первый шаг Совфед уже сделал 30 октября: одобрены поправки к Налоговому кодексу, предусматривающие 30-процентный налог на дивиденды российских компаний, если они не раскрыли информацию о своих конечных бенефициарах. Рябухин уточнил, что закон уже подписан президентом.

Кроме того, по его словам, на слушаниях обещало представить свои предложения в том числе МВД. Предполагается, что они могут, в частности, коснуться ухода от налогов с помощью трансфертного ценообразования, суть которого заключается в реализации товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. На этой теме сенатор остановился особо. Он пояснил, что «естественно, это уменьшает налоговую нагрузку на субъекты экономической деятельности», однако правоприменительная практика показала, что «такие группы, а речь в первую очередь идет о крупнейших налогоплательщиках, используют предоставленные им законом преимущества, но не спешат возвращаться из офшоров под налоговую юрисдикцию России». По словам Рябухина, вступившие в силу в 2012 году поправки к Налоговому кодексу, касающиеся трансфертного ценообразования в рамках консолидированной группы налогоплательщиков, должны были стимулировать процесс деофшоризации. Фактически же «такие компании получили двойную выгоду, а 44 субъекта Федерации сразу потеряли в доходах». «Сейчас мы создали рабочую группу из сенаторов для выработки предложений по решению проблемы, самым непосредственным образом связанной со сбалансированностью региональных бюджетов», — отметил глава профильного комитета Совфеда.

«Но мы должны сформулировать предложения не только репрессивного характера, но и предложить стимулы для возвращения капиталов в страну, — подчеркнул сенатор. — Надеюсь, предприниматели поймут, что возвращение под налоговую юрисдикцию России в конечном итоге положительно скажется на их бизнесе».

«По нашим оценкам, если мы создадим условия для возвращения в Россию денежных средств, то в экономике появится дополнительно не один триллион рублей. Это позволит решить, например, проблему долговой нагрузки субъектов Федерации, составляющей более полутора триллионов рублей», — подытожил Рябухин.