Ассоциация российских банков направила в Федеральную службу по финансовому мониторингу два законопроекта о внесении изменений в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Первый из направленных законопроектов в октябре 2007 года получил поддержку рабочей группы при Минфине в состав которой входили в том числе представители министерства, Банка России, Росфинмониторинга и АРБ.

В нем, говорится в сообщении АРБ, детально регламентированы операции, подлежащие обязательному контролю. Основным признаком операции, контролируемой кредитной организацией, предложено считать совершение банковской операции. Сделки, включающие несколько операций, будут контролироваться пооперационно организациями, совершающими такие операции.

Срок представления информации в Росфинмониторинг удлиняется в законопроекте до 3 дней. Перечень документов для идентификации клиентов ограничивается удостоверяющими личность физического лица. Расширяется перечень операций на сумму менее 30 тыс. рублей, когда идентификация клиента не проводится.

Законопроект конкретизирует понятие «выгодоприобретатель» и определяет состав сведений, устанавливаемых об этих лицах. Он устраняет трудности при выполнении требования о представлении в уполномоченный орган сведений по сделкам с недвижимым имуществом. Отзыв лицензии за нарушение закона предусмотрен, только для случаев, когда такое нарушение повлекло легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма. Во всех остальных случаях ответственность за нарушение норм Закона не должна быть связана с отзывом (аннулированием) лицензии.

Второй законопроект получил поддержку специалистов на заседании Подкомитета по банковской деятельности Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям. Законопроект устанавливает право организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, получать от клиента или его представителя учредительные документы, документы о госрегистрации юрлица (индивидуального предпринимателя) и иные, подтверждающие цели и характер деятельности клиента.

Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) при невозможности выполнить надлежащую идентификацию клиента. Банк также может отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в случае представления физическим или юридическим лицом недостоверных документов либо наличия информации или иных обстоятельств, позволяющих полагать, что ими могут осуществляться операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Право отказа в выполнении распоряжения клиента в установленных случаях предоставляется всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Законопроектом устанавливается, что предоставление информации и документов, находящимися на обслуживании организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, физическими и юридическими лицами в целях и порядке, которые предусмотрены законом № 115-ФЗ, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

АРБ просит Росфинмониторинг изучить указанные законопроекты и высказать свои замечания.