Рост российского рынка лизинга в следующем году при самом лучшем раскладе не превысит 5%. Такой прогноз прозвучал на ХII Всероссийской конференции «Лизинг в России».

Конференция «Лизинг в России — 2013: преодолеть стагнацию», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА», прошла 4 декабря в Москве. Основные темы для обсуждения — роль «розничных фабрик» и развитие оперативного лизинга, а также прогнозы развития рынка лизинга в 2014 году.

«Рост рынка лизинга в 2014 году не превысит 5% даже при оптимистичном сценарии. За девять месяцев 2013 года авиализинг позволил рынку показать минимальный, но все же рост. Без его учета падение составило бы 15,5%, но в 2014 году данный сегмент может дать меньший эффект. Оперативный лизинг динамично растет, однако его влияние на объем рынка пока невелико в силу того, что он активно используется только в двух сегментах — авиатехнике и железнодорожном транспорте», — обозначил тенденции заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев. Также он отметил, что роль «розничных фабрик» будет расти, но они не смогут полностью компенсировать сокращение в сегменте крупных сделок.

Как напомнил президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев, на протяжении 15 лет у рынка были разные драйверы, «но теперь рынок исчерпал простые инструменты роста». «Авиализинг, действительно, занял определенную часть рынка, но это, скорее, импортозамещение, а не реальный фактор роста, — констатировал он. — В Европе авиационная доля рынка самая маленькая, а основную часть занимает лизинг грузовых и легковых автомобилей».

По мнению гендиректора ЛК «Уралсиб» Олега Литовкина, «рынок разделен на сегменты крупных и малых сделок, и каждый сегмент будет развиваться по-своему». «На сегмент крупных сделок сильно влияют разовые особенные контракты, — указал он. — Например, прошел МАКС (Международный авиационно-космический салон, проводится в подмосковном Жуковском. — Прим. ред.), и было проведено много сделок, которые кардинально повлияли на статистику». «Если рассматривать сегмент малых сделок, то у нас очень низкий охват именно небольших компаний. И я уверен, что этот сегмент можно постепенно развивать с ростом в 10—15%», — отметил Литовкин.

В свою очередь директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства МСП Банка Михаил Афанасьев рассказал о поддержке компаний данного сегмента через механизм лизинга: «Мы реализуем пять проектов по развитию лизинга среди МСП, и они почти все базируются на массовом подходе. Объем заключенных соглашений с лизинговыми компаниями с начала реализации программы поддержки МСП составляет 27 миллиардов рублей. Также мы утвердили стратегию развития до 2016 года, согласно которой должны увеличить долю банка в финансировании рынка лизинга до 15%».

По оценке заместителя генерального директора компании «Сбербанк Лизинг», которая реализует проект «розничной фабрики», Сергея Клишо, на рынке, вопреки разговорам о низком спросе, востребованность лизинга очень высока. «На стартовом этапе развития нашей «фабрики» мы поняли, что установили слишком жесткий порог для заключения сделок по лизингу, — рассказал топ-менеджер. — Первый дефолт клиента с момента запуска поточных сделок у нас произошел только через девять месяцев! Естественно, мы стали пересматривать и смягчать условия для привлечения большего числа клиентов». «На рынке много говорится о низком уровне спроса, но людей, готовых заключить контракты по лизингу и просто взять кредиты, очень много», — заключил Клишо.

«Действительно, есть много клиентов, которые готовы воспользоваться услугами и оперативного лизинга в том числе, но готовы ли мы взять на себя эти риски? — взглянул на ситуацию с другой точки зрения заместитель гендиректора компании «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. — Помимо изъятия имущества еще существует проблема, что делать дальше с этим оборудованием. Насколько быстро мы сможем его заново реализовать?»

Калинкин озвучил мнение компании о том, что «оперлизинг будет хорошим инструментом в сегменте нефтегазового оборудования». «Есть месторождения, которые надо осваивать уже сейчас, и у клиентов нет времени ждать, они теряют деньги», — пояснил он. «Также хорошим подспорьем для развития оперлизинга будет внедрение нового оборудования на предприятиях», — добавил эксперт.