Новая организационная структура службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) начнет работать с 10 декабря, сообщил в интервью агентству «Прайм» первый зампред ЦБ, руководитель СБРФР Сергей Швецов.

«С 10 декабря в структуре центрального аппарата Банка России будет девять новых подразделений: шесть департаментов, два главных управления, а также служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров», — сказал Швецов.

Новая организационная структура была утверждена советом директоров ЦБ 29 ноября. В полном объеме она заработает в феврале будущего года.

Швецов не сказал, кто возглавит новые подразделения ЦБ, отметив, что кадровые решения пока не приняты.

Департаменты страхового рынка, коллективных инвестиций и доверительного управления, а также рынка ценных бумаг и товарного рынка будут заниматься регулированием и дистанционным надзором за профучастниками рынка. Контактным надзором за всеми участниками рынка, подразумевающим проведение проверок, будет заниматься единая инспекция функций по контактному надзору за участниками финансового рынка и банками.

Служба по защите прав потребителей создается на правах департамента, но с региональным присутствием. Она будет заниматься поддержкой омбудсменов, работой с жалобами, финансовой грамотностью, стандартизацией продуктов, анализом нормативных актов на предмет соответствия стратегии по защите прав потребителей.

В Главном управлении противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках будут сосредоточены четыре основных направления: противодействие инсайду, манипулированию рынком, финансовым пирамидам и появлению фиктивных активов.

«Мы сталкиваемся в своей работе с компаниями, которые имеют признаки пирамиды. Наша задача — проводить изучение феномена и готовить для правоохранительных органов материалы, с которыми они дальше будут работать в рамках своих полномочий», — отметил Швецов.

Недобросовестные компании ЦБ будет выявлять на основе жалоб участников финансового рынка, а также посредством фишинга. «Есть специальные алгоритмы, которые анализируют информацию в Интернете на предмет рекламы финансовых пирамид. За такими технологиями будущее, потому что все больше финансовый сектор переходит в интернет-среду и осуществляет дистрибуцию через электронные каналы», — отметил Швецов.