Долги абонентов «Ростелекома» теперь будут взыскивать коллекторы. Причиной такого решения стали растущие расходы компании на создание резерва по сомнительным долгам. С 2006 по 2007 год они увеличились более чем в 2 раза — до 815 миллионов рублей. Однако в чем выгода от сотрудничества с «Ростелекомом» для коллекторов, экспертам пока не ясно.

До недавнего времени единственным способом воздействия на неплательщиков у «Ростелекома» было отключение телефона. Если абонент и после этого не хотел идти на сотрудничество с компанией, у него отбирали телефонный номер. После этого ждать от клиента погашения долга уже не было смысла. Однако теперь к борьбе с должниками «Ростелеком» подключил коллекторов. Пока — в пилотном варианте, говорит советник генерального директора компании Иван Ким: «Говорить о том, что идет массовая работа с коллекторами — нет. Компания «Ростелеком» рассматривает возможность сотрудничества с коллекторскими агентствами, как только один из инструментов борьбы с просроченной дебиторской задолженностью».

Общая сумма задолженности, по оценкам аналитиков, составляет около 60 миллионов рублей. Если право ее взыскания будет передано коллекторам, их выгода составит не более 9 миллионов, сказал в интервью Business FM ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «По сотовым операторам возврат долгов составляет, в лучшем случае, 15—20% от базы неплательщиков. Думать, что у «Ростелекома» эти показатели будут выше, не стоит. Скорее всего, они даже будут ниже, просто в силу специфики сотовой связи и обычной, как городской, так и дальней».

Получается, что коллекторы будут фактически работать себе в убыток. К примеру, один абонент должен оператору 800 рублей, второй 300, а третий- 500. Общий доход для аутсорсеров при взыскании этих сумм составит 240 рублей, которые явно не окупят затраты на поиск, обзвон, и уж тем более, на личное посещение должника. Однако Директор по развитию группы компаний «центр ЮСБ» Николай Иванов считает, что выгода для коллекторов будет даже в этом случае: «Выгода прямая. Коллекторы на самом деле не ходят по всем должникам, по домам. Основу взыскания составляет работа отдела обзвона, то есть, колл-центров. Проводится взыскание по телефону. И то, что долги небольшие — это, может быть, даже и лучше, потому что есть такая простая истина, что взыскать 100 долгов по 1000 рублей проще, чем 1 долг в 100000 рублей».

Условия, на которых долги будут переданы коллекторам, в Ростелекоме назвать отказались. Однако выкупать аутсорсеры их точно не станут — уверены эксперты. Слишком высок риск невозврата. «Ростелеком» — крупнейший в России оператор междугородней и международной связи. Доля на рынке дальней связи составляет порядка 60%, обслуживает более 40 миллионов абонентов-физлиц. В должниках у компании, по оценкам специалистов, числятся около 2 миллионов клиентов.