Участвовать в пилотном проекте Media Markt по кредитованию покупателей согласились только три из пяти банков, предоставляющих займы на покупку техники в магазинах сети: ОТП Банк, «Ренессанс Кредит» и Русфинанс Банк. По сведениям «РБК daily», банки не желают работать через уполномоченного брокера торговой сети — компанию «Финансовое агентство». Как рассказали изданию источники, близкие к Media Markt, в проект не пришли такие лидеры POS-кредитования, как Альфа-Банк, Хоум Кредит Банк и Сетелем Банк.

По словам банкиров, отказ от участия в проекте в первую очередь объясняется ситуацией на рынке POS-кредитования. Принятие закона «О потребительском кредите», который дает Банку России право регулировать ставки по кредитам, приведет к тому, что банки будут вынуждены ограничить высокомаржинальный розничный бизнес. А возможное повышение нормативов резервирования по потребкредитам в следующем году вообще ставит под вопрос существование бизнеса банков, зарабатывающих на таком кредитовании. По словам источника «РБК daily», близкого к проекту, многие банки ужесточают требования к заемщикам, снижают уровень одобрения заявок, так что Media Markt, рассчитывая на увеличение продаж через кредиты, выбрал не очень удачное время для развития такого вида кредитования.

Вторая причина, по которой банки не хотят сотрудничать с ретейлером в этом проекте, — наличие брокера для выдачи кредитов. Как утверждают участники рынка, компания «Финансовое агентство» хотя и взаимодействовала с Media Markt ранее, опыта в реализации подобных проектов не имеет, а ее сотрудники не умеют продавать кредиты. Да и когда продавец один, конкуренция сходит на нет, полагают они. Квалифицированному сотруднику банка проще определить среди потенциальных заемщиков мошенника или просто неадекватного человека, а брокер, не отвечающий за последствия, будет выдавать займы всем подряд, что чревато ростом просрочки в банке.

По информации «РБК daily», примерно полтора месяца назад курировать взаимоотношения с банками Media Markt пригласил Баира Бальжинимаева, который ранее работал в «Сетелеме» и Хоум Кредит Банке. Бальжинимаев имеет большой опыт в построении партнерских отношений в POS-кредитовании, и, очевидно, именно с его помощью немецкий ретейлер рассчитывает спасти свой кредитный проект. По оценкам экспертов, доля средств от продажи товаров в кредит в среднем составляет 8—10% от годового оборота Media Markt (в 2012 году выручка компании составила 41 млрд рублей без НДС). Для сегмента, в котором работает немецкий ретейлер, это низкий показатель, отмечают эксперты. У конкурентов он в полтора-два раза выше.