Группа «Газпрома» готовит уже третий проект по сжижению газа на Балтике. Как пишет «Коммерсант», вслед за крупным «Балтийским СПГ» и малотоннажным проектом «Газпром Газэнергосети» об аналогичном проекте объявил и Газпромбанк.

О намерении банка построить на Балтике завод по производству малотоннажного СПГ сообщила первый вице-президент банка Екатерина Трофимова. Мощность завода составит 300 тыс. тонн в год с возможностью расширения, инвестиции — 300 млн долларов, запуск запланирован на II квартал 2017 года. «Место постройки пока не выбрано, мы сейчас рассматриваем несколько возможных вариантов рядом с Санкт-Петербургом», — рассказала Трофимова. Основным исполнителем работ по проекту будет дочерняя структура Газпромбанка — ЗАО «Криогаз». Эта компания уже имеет опыт строительства заводов для малотоннажного СПГ, хотя и гораздо меньшего размера — на 10 тыс. тонн в год в Кингисеппе (введен в действие в 2008 году) и на 23 тыс. тонн в Калининградской области (введен в 2013-м, принадлежит входящему в «Газпром» ЗАО «Газ-Ойл»). Часть СПГ с калининградского завода уже поставляется в Польшу.

Малотоннажный СПГ применяется в случаях, когда невыгодно строить инфраструктуру для поставки потребителям традиционного газа. В отличие от продукции больших СПГ-заводов, малотоннажный СПГ, как правило, транспортируется на небольшие расстояния и затем не регазифицируется, а поставляется в жидком состоянии. Несколько крупных нефтегазовых компаний (например, Shell, ExxonMobil) декларировали интерес к этой технологии, в том числе для небольших удаленных месторождений, но в Европе пока производство малотоннажного СПГ незначительно — несколько тысяч тонн в год.

Основными потребителями СПГ с завода Газпромбанка должны стать промышленные предприятия Скандинавии, планируется также продажа СПГ для бункеровки судов на Балтике и поставки на внутренний рынок. Экспорт СПГ, который сейчас законодательно ограничен, будет вестись по агентскому соглашению с «Газпром экспортом». Переговоры с потенциальными зарубежными покупателями «находятся в очень продвинутой стадии», говорит Екатерина Трофимова. Поставки предполагается производить танкерами грузоподъемностью 20 тыс. кубометров на терминалы в Финляндии и Швеции по десятилетним контрактам, ценообразование основано на формуле с учетом цен на пропан-бутан и дизтопливо.