Рынку лизинга удалось избежать серьезного падения в 2013 году в основном благодаря существенному росту в авиасегменте. Об этом говорится в обзоре рынка лизинга по итогам 2013 года «Держась за воздух», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА» (на портале Банки.ру полная версия исследования размещена в рубрике «Тема дня» раздела лизинга). В текущем году, по оценкам аналитиков, авиализинг в лучшем случае покажет слабое сокращение. Осложнить ситуацию на рынке может ожидаемое снижение платежеспособности клиентов и рост стоимости фондирования: эти факторы заставят часть компаний покинуть рынок, прогнозируют эксперты.

Согласно данным исследования, объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не сильно изменился: сокращение составило 1,5% против роста в 1,5% в 2012-м. Объем новых лизинговых сделок второй год существенно не меняется: в 2013 году он составил 1,3 трлн рублей против 1,32 трлн годом ранее.

В 2013 году сокращение сегмента-лидера — железнодорожной техники — продолжилось и составило, по оценкам «Эксперт РА», 17,6% относительно 2012 года. От сильного падения рынок лизинга спас рекордный за последние семь лет объем авиасделок, выросший на 69%. Основными факторами, способствовавшими столь мощному росту в сегменте авиализинга, стали, по мнению аналитиков, стимулирующие госпрограммы по обновлению парка воздушных судов и потребность в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием. Высокие темпы прироста объема новых сделок в 2013 году также продемонстрировал сегмент автотранспорта: в сегменте легкового транспорта рост составил 13,5%, в грузовом сегменте — 33%.

Главными вызовами для рынка в 2014 году станут рост объема проблемных активов и стоимости фондирования. По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности на рынке лизинга на 1 января 2014 года составил около 3,5—4% в сегменте небольших сделок, по крупным сделкам — порядка 1—1,5%. «Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. На фоне напряженной ситуации с ликвидностью в банковском секторе будет расти и стоимость фондирования для лизинговых компаний», — говорится в релизе «Эксперт РА». Сочетание этих факторов, по мнению экспертов, может вынудить отдельных участников уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса, либо продажи активов конкурентам.

«Наиболее вероятной точкой роста рынка лизинга является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того, часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010—2012 годах (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые три — пять лет)», — комментирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.

По прогнозу «Эксперт РА», при реализации пессимистичного (базового) сценария ни один из крупнейших сегментов рынка лизинга в 2014 году не сможет продемонстрировать высоких темпов роста. Сокращение продолжится на рынке ж/д техники (ожидается динамика до минус 14%), а авиализинг после мощнейшего рывка ослабит свои позиции (падение может составить до 30%). Динамика автосегмента будет в значительной мере обусловлена колебаниями курса рубля и объема грузоперевозок. Оптимистичный же прогноз базируется на слабом сокращении авиасегмента (не более чем на 10%), сохранении позиций в ж/д сегменте и незначительном уменьшении показателей в сегменте строительной техники (на 11%) при умеренном росте других сегментов. Но даже в случае значительного роста автолизинга (на 10—12%) объем новых сделок в 2014 году будет на уровне 2013-го, заключают эксперты.

В исследовании «Эксперт РА» представлен обновленный рэнкинг российских лизинговых компаний по объему нового бизнеса. Портал Банки.ру формирует свой рэнкинг на основе данных «Эксперт РА», ранжируя лизингодателей по объему портфеля; этот рэнкинг также будет обновлен в самое ближайшее время.

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования лизинговых компаний