Объявившая о санации портфеля компания «Гута-Страхование» обнаружила 332 тыс. 505 недействительных бланков полисов и квитанций об оплате страховой премии. Информация об этом размещена на сайте компании. Речь идет о бланках не только ОСАГО, но и добровольного страхования, включая автокаско. Это последствия внутреннего аудита, проводившегося с 3 марта по 7 апреля, объяснил «Ведомостям» сотрудник компании.

Аудит был запущен сразу после собрания акционеров и менеджмента 1 марта, когда было объявлено о санации портфеля договоров и сокращении продаж. Большинство точек продаж закрыты, в 53 филиалах оставили одного-двух сотрудников для урегулирования убытков. Аудит и изъятие полисов, а также отзыв доверенностей у посредников проводила служба безопасности страховщика.

Полисы и квитанции признаются недействительными в нескольких случаях, указывает партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов, в том числе из-за утраты или хищения бланков строгой отчетности, обнаружения подделок, заключения договора агентов без доверенности страховщика и в нарушение процедур, а также в случае сообщения страхователем заведомо ложных сведений.

При этом опрошенные «Ведомостями» юристы разошлись во мнении, считать ли заключенными договорами те, полисы по которым компания признала недействительными. Недействительные полисы — это полисы вне закона, а значит, страховщик не обязан по ним платить при наступлении страхового случая, считает Варламов. По его мнению, застрахованный может через суд добиться выплаты от страховой компании, но не всегда. Так, когда полисы украдены, потеряны или подделаны, страховщик не несет по ним ответственности, если он сообщал об их недействительности в СМИ или у себя на сайте, уточнил юрист.

Если договор заключен с агентом или брокером с доверенностью, а премия оплачена в срок, то страховщик обязан выплатить возмещение независимо от кражи квитанции или проблем с агентом, уверен гендиректор «Главстрахконтроля» Николай Тюрников: «Это головная боль самой страховой компании, которая не смогла выстроить правильные отношения со своими представителями, а не ее клиента». Представители «Гута-Страхования», ЦБ и Российского союза автостраховщиков отказались комментировать перспективы оплаты обязательств по утерянным полисам.