Последняя версия подготовленного Минфином законопроекта, которая дает банкам возможность напрямую взаимодействовать с Налоговой службой США для исполнения закона FATCA, вносит всего две поправки в один лишь закон — «О банках и банковской деятельности». Подробности стали известны «Коммерсанту», в распоряжении которого оказался документ. Первая поправка разрешает банкам передавать информацию об операциях и счетах клиента — налогоплательщика иностранного государства его налоговому органу, если эта страна входит в соответствующий перечень Минфина. Вторая норма наделяет Банк России правом устанавливать особенности открытия и, что важнее, закрытия счетов таких клиентов и проведения операций по ним.

FATCA — американский налоговый закон, требующий от банков-нерезидентов представлять в Налоговую службу США информацию об операциях по открытым в них счетам американских резидентов и лиц, ими контролируемых, и выступать налоговыми агентами по операциям получения доходов от источников в США, а также закрывать счета упорствующим клиентам. Поправки, облегчающие российским банкам выполнение американского налогового закона путем прямого взаимодействия с IRS, готовились экстренно, поскольку на фоне ситуации с Украиной подписание межправительственного соглашения по FATCA было заморожено. Срок для самостоятельной регистрации банков в IRS истекает 5 мая.

Банки могли бы зарегистрироваться в IRS и без этих поправок — в статусе участников, частично исполняющих требования FATCA. Однако тут возникали сразу два вида рисков. Во-первых, передача информации IRS нарушала бы российское законодательство о банковской, налоговой тайне, закон о персональных данных и т. п. Статус частичного присоединения к FATCA позволяет не передавать ту информацию, что запрещено передавать национальными законами, — то есть без предложенных Минфином поправок нельзя было бы передавать практически никакую информацию. Во-вторых, при неполной передаче данных в IRS для банков — частичных участников не исключены санкции — от 30-процентных штрафов, удерживаемых с них присоединившимися к FATCA банками-контрагентами за рубежом, до закрытия ими корсчетов российских банков. Последнее, по словам банкиров, представляло наибольшую опасность.

Впрочем, с принятием поправок Минфина эти риски будут сняты лишь частично: есть много спорных ситуаций, ими не урегулированных, отмечает «Коммерсант». Так, в соответствии с FATCA банкиры должны выявлять американцев — бенефициарных владельцев компаний, имеющих доход, связанный с США, но FATCA определяет бенефициара как владельца более 10% долей в такой корпорации, а российское законодательство — лишь начиная с 25%. К тому же поправки не отменяют норму, по которой российское законодательство не позволяет удерживать 30-процентный налог в пользу IRS с соответствующих операций, указывают эксперты.