Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service понизило корпоративный рейтинг Brunswick Rail Ltd. до «B1» с «Ba3», рейтинг вероятности дефолта (probability of default) — до «B1-PD» с «Ba3-PD». Кроме того, Moody’s понизило до «B1» с «Ba3» рейтинг приоритетного необеспеченного долга по выпущенным Brunswick Rail Finance Ltd. еврооблигациям на 600 млн долларов. Прогноз по рейтингам — «негативный».

Как поясняется в релизе Moody’s, понижение рейтингов отражает мнение агентства о том, что финансовые показатели компании, ухудшившиеся до уровня ниже пороговых значений для рейтинга «Ba3», не смогут существенно восстановиться в ближайшие год-полтора — во-первых, из-за слабой ценовой конъюнктуры российского рынка, являющегося для компании ключевым, а во-вторых, ввиду принятой группой амбициозной стратегии роста с приоритетом расширения парка вагонов (до 40 тыс. единиц к 2018 году с 24,6 тыс. на конец 2013-го) перед снижением долговой нагрузки.

В Moody’s напомнили, что выручка и показатель EBITDA (рассчитанный по методологии агентства) Brunswick Rail Ltd. снизились в 2013 году в результате спада на российском рынке железнодорожных грузовых перевозок и создания компанией резервов на 9 млн долларов по «плохим» долгам. Рентабельность по EBITDA на конец года находилась на достаточно высоком уровне в 67,7%, хотя и уменьшилась по сравнению с показателем конца 2012 года, составлявшим 75,4%. При этом в абсолютном выражении показатель EBITDA снизился на 25% по сравнению с 2012 годом.

В агентстве ожидают, что дополнительным ограничением для восстановления финансовых показателей компании может стать увеличение дивидендных выплат после размещения привилегированных акций в пользу Европейского банка реконструкции и развития. Кроме того, на выручку и обороты компании будет влиять слабая ценовая конъюнктура на российском рынке операционного лизинга грузовых вагонов.

Помимо сложной рыночной ситуации и ухудшившихся финансовых показателей компании рейтинги учитывают ее небольшой размер в мировых масштабах; уровень концентрации на клиентах; наличие определенного риска в связи с существенным объемом долга к погашению в октябре 2014 года; общий уровень рисков, связанных с деятельностью на развивающемся рынке с более сложной регулятивной, политической и правовой средой.

В числе позитивных факторов Moody’s называет устойчивую, генерирующую стабильный денежный поток бизнес-модель компании, в основе которой лежат долгосрочные лизинговые контракты и сильная клиентская база; хорошие показатели доходности; низкие капитальные затраты на техническое обслуживание вагонов вследствие эффективного управления средним возрастом парка; планы по увеличению собственного капитала компании путем размещения «префов» в пользу ЕБРР на 150 млн долларов; гибкость инвестиционной программы.

Между тем, по мнению Moody’s, денежных средств от операционной деятельности компании в 2014 году может не хватить для полного покрытия ее долговых обязательств и капитальных затрат, в связи с чем может возникнуть потребность в дополнительном внешнем фондировании. При этом Moody’s оценивает риск отсутствия возможности рефинансирования долга как «управляемый», поскольку компания близка к получению нового банковского кредита на эти цели. Агентство продолжит тщательно отслеживать этот вопрос.

«Негативный» прогноз по рейтингам отражает обеспокоенность агентства тем, что дальнейшее давление ценовой конъюнктуры при сложной макроэкономической ситуации может отрицательно отразиться на выручке и прибыли Brunswick Rail Ltd.

Комментируя ухудшение рейтингов Moody’s, финансовый директор Brunswick Rail Николя Паско подтвердил, что «предыдущий год был сложным для отрасли в целом. Наблюдался относительный избыток вагонов на рынке и ослабление спроса в ключевых сегментах железнодорожных грузовых перевозок».

«Мы своевременно приняли ряд необходимых мер по дальнейшему укреплению нашего финансового положения. При изменении рейтинга эти меры, как мы полагаем, не были в полной степени учтены по стандартной методологии Moody’s, которая существенно отличается от методологии, используемой компанией для отчетности», — отметил Паско. По его словам, скорректированный показатель EBITDA компании в 2013 году составил «внушительную сумму» — 194,7 млн долларов, чистый денежный поток от операционной деятельности — 182,6 млн. «Мы реализовали ряд инициатив по совершенствованию процессов на корпоративном уровне, что привело к снижению затрат в объеме около 6 миллионов долларов в годовом исчислении», — уточнил топ-менеджер.

«Мы продолжаем реализацию утвержденной стратегии развития, предусматривающей расширение парка компании и динамичный рост EBITDA. При этом, учитывая текущее состояние рынка, мы намерены сфокусироваться на реализации только наиболее привлекательных сделок. Данный подход позволит значительно укрепить наши ключевые показатели кредитоспособности», — уверен финдиректор Brunswick Rail.

Он также указал, что соблюдение обязательств по выпущенным облигациям является приоритетом для компании, еще раз подчеркнув, что ее бизнес-модель «позволяет гибко корректировать как инвестиционные, так и финансовые планы в соответствии с рыночной конъюнктурой».

Brunswick Rail — основанная в 2004 году частная компания, специализирующаяся на оперативном лизинге железнодорожных грузовых вагонов. Согласно данным отечественного рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2013 года Brunswick Rail занимает 14-е место среди лизингодателей РФ по размеру портфеля и 23-е — по объему нового бизнеса.