Финансовый кризис ударит прежде всего по премиум-сегменту автомобильного рынка, считают эксперты. По словам руководителя отдела маркетинга управляющей компании «Мега-авто» Светланы Таракановой, это связано с тем, что покупатели дорогих иномарок более чувствительны к качеству обслуживания. Вызванные кризисом быстрые и неожиданные действия банков по увеличению ставок кредитования без заблаговременного предупреждения клиентов приводят к отказам последних от покупки автомобилей, отмечают участники рынка. В частности, за минувшую неделю ряд клиентов петербургского дилерского центра (одного из официальных дилеров Land Rover), обдумав предложение банка о предоставлении кредита на машину, отказался от его услуг после того, как финансовая организация резко подняла ставку (в отдельных банках ее прирост достиг 4 процентных пунктов). При этом люди ссылались не столько на фактическое увеличение стоимости автомобиля, сколько на отсутствие своевременного предупреждения об изменении условий кредита.

Что же касается ситуации с дилерскими центрами, в которых продаются автомобили массового сегмента, большинство специалистов отмечает относительно незначительное число отказов (до 10—15%) в связи с изменившейся ставкой. «При оформлении кредита на автомобиль запрос для каждого конкретного клиента отправляется сразу в несколько банков, что увеличивает вероятность получения займа на приемлемых условиях», — пояснил менеджер. «Ситуация, сложившаяся на прошедшей неделе, заставляет обратить на себя самое серьезное внимание, — считает эксперт. — Ряд банков удерживает прежнюю ставку, но количество рассматриваемых такими банками просьб о предоставлении кредита провоцирует огромные очереди и значительную задержку сроков на рассмотрение обращения». «Кто-то из покупателей не хочет терять время, а кто-то — деньги. Однако подобная ситуация сложилась на рынке повсеместно, а большинство клиентов, неизбежно планировавших покупку автомобиля, не собирается от нее отказываться», — резюмировала Светлана Тараканова.

Стоит отметить, что эксперты и раньше прогнозировали замедление темпов роста автомобильного рынка в Санкт-Петербурге и в целом в России. Так, по прогнозу генерального директора холдинга «Атлант-М» Александра Пырко, российский рынок иномарок в текущем году вырастет примерно на 44%, в следующем рост составит лишь 30%, в 2010 году — уже 22%, в 2011 году — всего 15%.