Госдума на пленарном заседании в среду приняла в первом чтении законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Проект направлен на регулирование отношений, возникающих при приеме от физических лиц денежных средств с использованием платежных терминалов для доведения их до получателя.

Правовой основной является договор, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием от плательщиков денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять соответствующие расчеты с поставщиком в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или кассу индивидуального предпринимателя.

В законопроекте устанавливаются специальные требования к автоматическим устройствам, применяемым для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица (платежные терминалы): в качестве одного из условий определяется обязательность использования контрольно-кассовой техники, устанавливаются особые требования к кассовому чеку. В каждом месте приема платежей плательщикам должна быть предоставлена соответствующая информация, запрещается применять иные устройства, не являющиеся платежными терминалами.

Комментируя документ в беседе с журналистами, один из его авторов — председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник отметил, что он содержит ряд существенных норм, направленных на защиту прав плательщиков. По предложению Сбербанка в законопроект включено требование о наличии договора страхования ответственности платежного агента. В частности, последний может быть допущен к осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц при наличии договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по агентскому договору с получателем платежей либо банковской гарантии. Кроме того, особые требования, предъявляемые к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, позволят обеспечить прозрачность работы терминалов в рамках осуществления контрольных функций со стороны госогранов.