Депутат Анатолий Аксаков, возглавляющий Ассоциацию региональных банков России, внес в Госдуму законопроект, направленный на повышение эффективности обеспечения обязательств поставщиков в сфере госзакупок.

В частности, как поясняется в сообщении ассоциации, проектом предлагается разрешить поставщику предоставлять организатору конкурса или аукциона и госзаказчику в качестве обеспечения своих обязательств одновременно и банковскую гарантию, и денежные средства.

Кроме того, допускается возможность обеспечения исполнения контракта как банковской гарантией одного банка, так и гарантиями, выданными несколькими кредитными организациями. По мнению Аксакова, «это позволит повысить эффективность обеспечения обязательств поставщиков в сфере госзакупок, поскольку риски… будут значительно диверсифицированы».

«Действующие ограничения на размер капитала банков, предоставляющих гарантию, ограничивают возможности конкуренции средних и малых банков с крупнейшими кредитными организациями в ходе конкурсов в сфере госзакупок, — поясняет Аксаков. — Законопроект дает возможность банкам объединяться для предоставления гарантий и, таким образом, улучшает условия конкуренции, что в конечном итоге выгодно и участникам, и заказчикам торгов».

В целях повышения заинтересованности кредиторов в выдаче банковских гарантий в сфере госзакупок в законопроекте предусмотрено положение об ограничении круга лиц, имеющих доступ к сведениям, содержащимся в реестре гарантий. Доступ к таким сведениям должны иметь только принципал, бенефициар, гарант, Банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, Федеральное казначейство.

Кроме того, законопроектом предлагается включить в госконтракт ряд обязательных условий, подлежащих согласованию сторонами, в том числе порядок расчета предельной денежной суммы требования по банковской гарантии; порядок, сроки и случаи возврата аванса, если контракт предусматривает авансовые платежи; сведения о документе, на основании которого установлены гарантийные сроки; порядок и сроки направления заказчиком в адрес поставщика уведомления о невыполнении условий контракта или о его расторжении либо сведения о том, что направления указанных уведомлений не требуется; порядок и сроки направления заказчиком гаранту уведомления об освобождении от обязательства в случае надлежащего исполнения контракта.

Законопроект также предусматривает утверждение типовых форм банковских гарантий и допускает возможность выдачи таких гарантий в форме электронного документа.