Национальный совет финансового рынка просит Банк России снять с кредитных организаций обязанность по осуществлению радиационного контроля денежных знаков. Текст обращения к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной за подписью председателя НСФР Андрея Емелина выложен на сайте совета.

В соответствии с п. 1.1 инструкции Банка России от 4 декабря 2007 года № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением», все вышеперечисленные функции вместе с передачей погашенных купюр в специализированные организации возложены на банки, напоминают в НСФР. В настоящее время готовятся поправки к инструкции, уточняющие требования к инвентарю и расходным материалам для осуществления радиационного контроля.

Между тем возложение таких обязанностей на кредитные организации в принципе «не соответствует требованиям действующего законодательства, а также приводит к возникновению у них существенных непрофильных дополнительных расходов», считают в совете.

В частности, в НСФР указывают на то, что Банк России не относится к органам, осуществляющим государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, и в законодательстве не содержится правовых оснований для установления Центробанком обязанности кредитных организаций по осуществлению радиационного контроля дензнаков. Также неясно, на основании каких нормативных правовых актов следует относить дензнаки к источникам ионизирующего излучения (при работе с которыми организации обязаны проводить оценку состояния радиационной безопасности).

Что касается дополнительных издержек (по мнению экспертов — необоснованных, поскольку для банков радиационный контроль является непрофильной деятельностью), то они включают расходы на приобретение и обслуживание спецоборудования, обучение сотрудников, оборудование специальных помещений для работы с радиоактивными дензнаками, перечислают в НСФР. Как пишет Емелин, совет опросил крупнейшие розничные банки и выяснил, что их единовременные расходы в связи с вступлением в силу инструкции ЦБ достигали в среднем 13,5 млн рублей, а среднегодовые расходы на исполнение требований 131-И, включая аренду дополнительных площадей, стоимость периодической проверки дозиметров, закупку сейфов для временного хранения расходных материалов и т. д., составляют около 5,8 млн рублей.

По мнению участников НСФР, необоснованное повышение затрат банков «неизбежно увеличивает себестоимость банковских услуг и в конечном итоге приводит к нежелательной дополнительной финансовой нагрузке на клиентов банков, в том числе на физических лиц».

Как подчеркивается в письме Емелина, с точки зрения обеспечения радиационной безопасности населения возложение обязанности по спецконтролю купюр на банки является полумерой, поскольку существует множество других организаций с существенным оборотом денежных знаков (магазины, автосалоны, платежные агенты и т. д.), но у них обязанностей по радиационному контролю нет.

«В целях содержательного решения рассматриваемого вопроса представляется, что для углубленного контроля, транспортировки, хранения, гашения и уничтожения зараженных денежных знаков целесообразно привлекать специализированные государственные организации, а не банки», — заключают в НСФР.

Там добавляют, что в годовом отчете ЦБ за 2013 год отсутствует информация о деятельности регулятора в сфере надзора за исполнением банками обязанностей по радиационному контролю дензнаков, «что также свидетельствует о несущественности данного направления в деятельности Банка России».