Несмотря на сильные показатели государственного баланса и ликвидности у РФ, воздействие глобального финансового кризиса и резкого падения цен на нефть выдвигает на первый план давние негативные факторы — сравнительно слабую банковскую систему России, зависимость от сырьевого сектора и тяжелого графика выплат по внешней задолженности частного сектора. Об этом говорится в специальном отчете «Россия: глобальные потрясения выявляют факторы уязвимости» («Russia: Global Shocks Expose Weaknesses»), которое опубликовало в среду международное рейтинговое агентство Fitch Ratings.

«Тенденции в сфере внешнего рефинансирования и цен на нефть, а также принимаемые государством меры поддержки частного сектора окажут негативное влияние на государственный баланс. Тем не менее в настоящее время Fitch ожидает, что такое ухудшение будет временным и будет соответствовать текущим уровням суверенных рейтингов России («BBB+»)», — отмечает Эдвард Паркер, глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой.

Суверенный рейтинг России поддерживается исключительно сильными позициями государственного баланса, особенно в плане подушки безопасности в форме золотовалютных резервов в размере 531 млрд долларов (третий крупнейший показатель в мире). Это позволяет властям проводить политику предоставления долларовой ликвидности и финансирования российскому корпоративному и банковскому секторам без ущерба для суверенной кредитоспособности, подчеркивает Fitch.

Сильные позиции платежеспособности и ликвидности России означают относительно хорошее положение страны, чтобы справиться с шоками, обусловленными глобальным кредитным кризисом (при уровне общего государственного долга всего 8,5% ВВП (эквивалент примерно 138 млрд долларов), объеме средств фондов национального благосостояния в 190 млрд долларов и золотовалютных резервах ЦБ РФ на уровне 531 млрд долларов, или 341 млрд долларов без учета средств фондов национального благосостояния). Однако в отличие от государства российский частный сектор в последние годы привлекал значительные заимствования на международных рынках капитала для финансирования масштабных программ расширения деятельности на внутреннем рынке и за рубежом. В сочетании с давно существующими слабыми местами в банковском секторе, а также с обеспокоенностью инвесторов в плане отношений с другими странами и качества корпоративного управления российские финансовые рынки оказываются особенно уязвимыми перед лицом глобального финансового кризиса и связанного с этим бегства инвесторов от рисков.

По оценкам Fitch, в следующем году российским банкам и компаниям предстоят среднесрочные и долгосрочные выплаты по обязательствам в размере около 80 млрд долларов, а по оценкам ЦБ РФ, общие выплаты по иностранной задолженности в последнем квартале этого года составят около 40 млрд. Рефинансирование этой задолженности на международных рынках капитала будет сложной задачей, и Fitch ожидает стабильного снижения золотовалютных резервов ЦБ РФ по мере продолжения предоставления им долларовой ликвидности. Fitch в настоящее время прогнозирует сокращение совокупных золотовалютных резервов приблизительно до 440 млрд долларов к концу 2009 года в сравнении с пиковым уровнем почти 600 млрд в июле 2008 года.

Fitch ожидает, что различные меры господдержки позволят стабилизировать банковскую систему и финансовые рынки страны, хотя кредитоспособность банковского и корпоративного секторов, вероятно, ухудшится с учетом снижения темпов экономического роста и сокращения возможностей по привлечению фондирования. Согласно прогнозам Fitch, в 2009 году рост ВВП замедлится приблизительно до 4% по сравнению с 7,3% в 2008 году.

Снижение цен на нефть Brent приблизительно до 70 долларов за баррель относительно пикового уровня в 147 долларов в июле представляет собой второе негативное потрясение для платежного баланса. Тем не менее, по оценкам Fitch, сбалансированность счета текущих операций будет обеспечена при цене на нефть Urals около 63 доллара в 2009 году, а сбалансированность бюджета — при цене приблизительно 65 долларов.

«Проведение непоследовательной макроэкономической политики может стать ахиллесовой пятой России: если власти будут пытаться поддержать экономический рост за счет ослабления налогово-бюджетной и особенно кредитно-денежной политики, одновременно предпринимая шаги по поддержанию курса рубля, это может привести к стимулированию и финансированию бегства капитала, которое, в свою очередь, может оказать негативное влияние на фундаментальные экономические показатели и индикаторы кредитоспособности страны», — добавляет Эдвард Паркер.