Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам Российской Федерации — со «стабильного» на «негативный». В то же время долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте («ВВВ+») и по обязательствам в нацвалюте («А-»), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги («А-2») были подтверждены. Вместе с тем понижена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков — с «А-» до «ВВВ+». Об этом говорится в сообщении агентства.

«Пересмотр прогноза отражает вероятность понижения рейтинга, если затраты российского правительства на оказание поддержки банкам увеличатся в условиях возрастающего оттока капитала, поскольку доверие к финансовой системе и монетарной политике снижается, — отметил кредитный аналитик Standard&Poor’s Фрэнклин Гилл. — Сейчас трудно определить, как в конечном итоге поддержка, оказываемая банковской системе, повлияет на бюджетные показатели государства, не в последнюю очередь — из-за неопределенности в отношении качества активов финансовых институтов».

В целом Российская Федерация зарезервировала средства бюджета и резервных фондов в размере до 15% ВВП в целях поддержания ликвидности ведущих госбанков для предоставления межбанковских кредитов финансовым институтам с меньшим капиталом. Эти цифры включают субординированное кредитование, операции РЕПО, осуществляемые ЦБ РФ, 50 млрд долларов кредитных линий Центрального банка, предоставленных Внешэкономбанку для рефинансирования внешних кредитов компаний и банков, и 5 млрд долларов дополнительного капитала для ВЭБа с целью оказания помощи ряду банков 2-го и 3-го уровня, у которых наблюдается кризис с ликвидностью. Вероятна и дальнейшая рекапитализация проблемных финансовых институтов. Кроме того, решение использовать более рискованную стратегию управления активами Фонда национального благосостояния может исказить первоначальную задачу по использованию его средств на рекапитализацию пенсионной системы.

Standard&Poor’s ожидает роста дефолтов в корпоративном и финансовом секторах, поскольку доступ должников к государственным источникам ресурсов будет различаться. Остается и неопределенность относительно того, как правительство будет реагировать на замедление экономического роста и будет ли нынешняя концентрация финансовой системы в руках государства временной или постоянной. Бюджетные и международные резервы останутся на сравнительно высоком уровне в 4,6% и 15,6% ВВП (оценка) соответственно на конец 2009 года. Политическое давление на руководство страны в отношении использования резервов будет нарастать, если замедление роста будет ниже 3% ВВП на протяжении 2009 года.

«Прогноз «негативный» по суверенным кредитным рейтингам Российской Федерации отражает вероятность понижения рейтингов, если затраты правительства на поддержку финансовой системы возрастут и увеличатся соответствующие негативные последствия для перспектив долгосрочного роста, что отчасти связано с оттоком капитала и уменьшением доверия к монетарной политике, — пояснил Гилл. — Ситуация может еще более осложниться в связи с быстрым ухудшением условий торговли в стране в условиях снижения международных резервов. Прогноз «негативный» также отражает возрастающую возможность того, что в 2009 году начнется движение в сторону бюджетного дефицита, что прямо противоположно прежней ситуации устойчивого снижения долга российского правительства».