Индекс потребительской уверенности россиян остался в «отрицательной зоне» во II квартале, но улучшился по сравнению с I кварталом 2014 года на 5 процентных пунктов до отметки минус 6%. Таковы данные Росстата по итогам выборочного обследования потребительских ожиданий населения за II квартал.

Как уточняется в обзоре ведомства, положительная динамика зафиксирована по всем компонентам индекса, а наиболее заметно улучшились оценки произошедших и ожидаемых изменений в экономике России.

Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу повысился по сравнению с I кварталом на 11 п. п. до минус 0,4%. Позитивных изменений в течение ближайших 12 месяцев ожидают сейчас 23% опрошенных против 15% в I квартале, негативных — 22% против 30%.

Индекс произошедших изменений поднялся на 7 п. п. до минус 6%. Положительно оценивают изменения в российской экономике 20% респондентов против 14% в предыдущем квартале, доля отрицательных оценок уменьшилась с 35% до 30%. Не увидели изменений в экономической ситуации 48% опрошенных против 50% ранее.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале вырос на 4 п. п. до минус 2%. Ожидают улучшения своего материального положения в течение ближайшего года 12% участников опроса, как и в предыдущем квартале, а вот доля отрицательных оценок уменьшилась с 20% до 16%.

Изменения в своем личном материальном положении, которые уже произошли за последний год, положительно оценивают 15% респондентов, а в предыдущем квартале доля таких ответов составляла 14%. Ухудшение своего материального положения отметили 24% против 30% в начале года. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении вырос на 1 п. п. до минус 6%.

Индексы благоприятности условий для крупных покупок и сбережений прибавили по 4 п. п. и составили во II квартале минус 16% и минус 33% соответственно.

Росстат также проанализировал настроения в разных возрастных группах и выяснил, что больше всего потребительская уверенность укрепилась у респондентов в возрасте от 16 до 29 лет — на 6 п. п. до минус 1%. По ожиданиям изменений в экономической ситуации молодежь — единственная из трех возрастных групп — вошла во II квартале в «положительную зону», продемонстрировав рост индекса до 3% с минус 7% в предыдущем квартале.

Росстат проводит регулярные (ежеквартально: в феврале, мае, августе и ноябре) опросы на тему потребительского поведения населения начиная с 1998 года. Охват составляет 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах РФ.

Российское ведомство также публикует аналогичные показатели для стран Евросоюза со ссылкой на Eurostat. Согласно сводной таблице, самый низкий показатель потребительской уверенности среди европейских стран сейчас в Греции (индекс составляет минус 52,5%), самый высокий — в Швеции (18,8%).