Росфинмониторинг предлагает обязать все российские компании подавать данные о своих бенефициарных владельцах для их включения в существующий единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Об этом говорится в письме, направленном в правительство и имеющемся в распоряжении «Коммерсанта».

Инициативы финразведки лежат в рамках «Национального плана мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний», утвержденного в конце апреля первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Однако реализация одного из самых известных пунктов плана — принятие законопроекта о контролируемых иностранных компаниях — застопорилось из-за сопротивления бизнеса. Росфинмониторинг представил правительству свои наработки по раскрытию истинных владельцев коммерческих структур.

Ведомство предлагает отдельного реестра не создавать, а дополнить нужными сведениями действующий ЕГРЮЛ — данными о физических лицах, которые прямо или через третьих лиц владеют более чем 25% капитала юридического лица. Поправки о том, что предоставление сведений об учредителях и бенефициарах является одним из условий ведения предпринимательской деятельности в РФ, предложено внести в Гражданский кодекс. По замыслу Росфинмониторинга требуемая информация будет вноситься в ЕГРЮЛ при регистрации юрлиц и обновляться при смене бенефициарных владельцев (не позднее 60 дней после изменений). Для уже зарегистрированных компаний предложено установить некий предельный срок представления этих данных. Состав сведений: ФИО, паспортные данные и ИНН.

За недостоверные сведения предложена административная ответственность (размер возможных штрафов Росфинмониторинг не называет). Госкомпании, которыми РФ, региональные или местные власти владеют более чем наполовину, от новой обязанности будут освобождены — как и компании, торгующиеся на биржах и раскрывающие информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Доступ к этому «субреестру» предлагается предоставлять в трех случаях, пишет «Коммерсант». Первый — по письменному запросу суда по гражданскому, уголовному или административному делу (если может быть применена конфискация имущества, если удовлетворяется гражданский иск, возникший из уголовного дела или если речь идет о неплатежеспособности и банкротстве должника). Второй случай — запрос федерального органа госвласти в связи с просьбой иностранного государства, третий — запрос самой финразведки.