Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, чью деятельность Счетная палата по итогам проверки сочла неэффективной, не согласно с этими выводами, следует из сообщения АИЖК.

Напомним, в СП полагают, что работа АИЖК «не вносит существенного вклада» в реализацию стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в России. «Сопоставление объемов рефинансирования закладных АИЖК с результатами рынка говорят о низкой роли агентства, а рост рынка обусловлен активной работой пяти крупнейших российских банков», — указывают аудиторы.

Данные выводы не учитывают статус и особенности деятельности агентства, отмечается в сообщении АИЖК. «Цель деятельности государственного института развития заключается не в доминировании на рынке и распределении ресурсов между рыночными участниками, а в создании новых сегментов рынка за счет разработки и внедрения новых инструментов, их тиражирования, стандартизации и принятия новых для участников рынка рисков», — описывает свою миссию АИЖК, напоминая, что изначально перед ним была поставлена задача создания рынка ипотеки, то есть формирования рыночных механизмов, позволяющих значительному числу участников рынка выдавать кредиты на всей территории РФ.

В агентстве констатируют, что эта задача на сегодня выполнена. Так, в 2013 году было выдано почти 824,8 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 1,354 трлн рублей, что в 1,2 раза превысило уровень 2012 года в количественном и в 1,3 раза в денежном выражении, а также президентский ориентир на 2018 год — 815 тыс. кредитов. Отмечается, что «сейчас 30% семей имеют возможность приобрести стандартное жилье с помощью собственных и заемных средств».

«Ориентируясь на практику работы агентства, банки внедрили оборот ипотечных кредитов в виде закладных», — указывают в АИЖК. Кроме того, более 16 кредитных и иных организаций выпустили ипотечные облигации на сумму 140,6 млрд рублей. В АИЖК отмечают, что «выкуп ипотечных ценных бумаг является иной формой рефинансирования, дополняющей выкуп закладных, и агентство целенаправленно переходит от покупки ипотечных кредитов к покупке ипотечных ценных бумаг. Таким образом, совокупная доля влияния АИЖК на рынок ипотечного кредитования не снижается» (около 11% от объема рынка ипотеки в 2012 и 2013 годах).

Проверка СП «проводилась в переходный период, когда задачу формирования первичного рынка ипотеки АИЖК уже выполнило, а согласование новых задач не завершено», подчеркивают в агентстве. Новые поправки в стратегию развития группы компаний АИЖК предусматривают такие задачи, как повышение доступности ипотечного кредитования для отдельных социальных категорий населения, развитие рынка арендного жилья, участие в финансировании строительства и приобретении построенных в рамках программы «Жилье для российской семьи» объектов инженерно-технического обеспечения с целью снижения себестоимости строительства жилья; актуальным остается развитие рынка ипотечных ценных бумаг. «АИЖК планирует решать новые задачи с помощью рыночных механизмов без увеличения прямых бюджетных расходов и на принципах возвратности привлекаемых целевых займов», — подчеркивают в агентстве.