Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Минэкономики предлагают отказаться от массового надзора за контролируемыми иностранными компаниями (КИК), ограничившись увеличением налогообложения прибыли кипрских, нидерландских, швейцарских и люксембургских «дочек» компаний РФ вне ТЭКа и банковского бизнеса до 9%. Само понятие «КИК» союз предлагает оставить лишь для реальных офшоров и создать им условия для безболезненной реинвестиции капитала в Россию. Все эти инициативы, по сведениям «Коммерсанта», содержатся в версии законопроекта о деофшоризации (вносит поправки в Налоговый кодекс), которую РСПП в понедельник должен утвердить и передать на рассмотрение в Минфин.

Новый вариант документа, с которым ознакомился «Коммерсант», развивает и уточняет те положения, которые Минфин в своих проектах правки НК оставлял нераскрытыми или неприемлемыми для крупного бизнеса. В тексте законопроекта есть много мест для атак Минфина, отмечает газета, в целом он создает достаточный простор для лазеек (например, через предлагаемый отказ от ужесточения операций с ценными бумагами) с целью оптимизации налогообложения. Судя по всему, пишет «Коммерсант», одна из задач РСПП — продолжить дискуссию с Минфином и не допустить, чтобы ведомство Антона Силуанова продавило сверхжесткий и опасный возможностью расширительного толкования проект поправок к НК уже с 2015 года.

Источник в РСПП пояснил газете, что в первую очередь проект РСПП — Минэкономики исходит из вполне определенного понимания сути проблемы деофшоризации, считая, что институт КИК не решит и не должен решать вопросы криминального использования офшоров, не призван создавать в ФНС систему поголовной регистрации владельцев иностранных активов и не должен силовым давлением изменять направление капитальных потоков. Кроме того, поправки к НК не должны ухудшать режим налогообложения для выплат иностранным лицам, то есть инвесторам, — закон должен касаться только отношений между де-факто российскими структурами, использующими иностранных юридических лиц для своих операций.

Поэтому РСПП предлагает вообще не использовать механизм КИК в тех случаях, если юрлицо зарегистрировано в государстве, с которым РФ имеет международный договор об избежании двойного налогообложения (в первую очередь имеется в виду Кипр, затем — Нидерланды, Швейцария и Люксембург, проблема Великобритании в документах союза не обсуждается), приоритет всегда имеют нормы договора. Для этих юрисдикций союз предлагает пересмотр договоров с ростом ставки по налогу у источника в отношении дивидендов до 9% (сейчас обычно 5%) — этот пересмотр на 70—80% увеличит налоговые поступления по данному списку (несколько десятков миллиардов рублей в год) без необходимости дорогостоящих и трудоемких для компаний изменений в перерегистрации холдингов. Структуры холдингов в этих «белых» юрисдикциях КИК считаться не будут, КИК предлагается считать только контролируемые российскими резидентами структуры в офшорах в понимании Минфина (пп 1 п. 3 ст. 284 НК).

РСПП настаивает на том, что «контролем» над КИК может обладать лишь резидент РФ и лишь в том случае, если он имеет более 50% плюс одну акцию в капитале юрлица-КИК с учетом взаимозависимых лиц и реальную возможность оказывать влияние на решения этого юрлица, а не является пассивным держателем. Предлагаемые изъятия из статуса КИК — компании, прошедшие листинг (или выпустившие депозитарные расписки на свои бумаги) на признаваемых ЦБ и Минфином иностранных и российских биржах, иностранные некоммерческие организации или организации, нераспределяющие прибыль (очевидно, что Минфин будет резко против такого изъятия, поскольку под него подпадает значительная часть офшорных трастов), а также участники проектов соглашений о разделе продукции за пределами РФ, судовладельцы; иностранные банки, инвестбанки или брокеры, принадлежащие российским резидентам; ряд компаний в международных морских перевозках. Наконец, РСПП поддерживает предложение «Роснефти», согласно которому из статуса КИК следует исключить офшоры, ведущие деятельность по разведке, добыче или переработке полезных ископаемых — но все, а не только нефтегазовые.