Минэкономразвития решило конкретизировать понятие «иностранные финансовые инструменты», согласовав проект соответствующего доклада президенту. Документ, по сведениям «Коммерсанта», направлен в Минфин и подготовлен в рамках исполнения поручения правительства о реализации указа президента РФ о национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы. В связи с этим планом подготовлены поправки к федеральному закону № 79 о запрете отдельным категориям лиц иметь счета в иностранных банках и инвестировать в иностранные финансовые инструменты. Между тем эта законотворческая работа потребовала уточнения базовых понятий.

«Существуют значительные различия между понятием «иностранные финансовые инструменты», используемым в действующем российском законодательстве и предусмотренным нормами международного и иностранного права», — говорится в проекте доклада. В документе указывается, что из-за такого расхождения ряд иностранных финансовых инструментов, признаваемых таковыми на международном уровне, выпадал из российского юридического поля.

«Понятие «иностранные финансовые инструменты», используемое в законе «О рынке ценных бумаг», касалось ограниченного набора финансовых инструментов, которые допускались к обращению в РФ в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов», — пояснила руководитель направления правового обеспечения международных операций ГК «Регион» Наталья Сазонова, добавив, что прежде всего это определение касалось акций и облигаций.

В проекте доклада президенту, согласованном Минэкономразвития, данный список конкретизируется и расширяется. «Под запрет для определенных граждан подпадут и производные финансовые инструменты, такие как фьючерсы, опционы, форварды. Минфин включил их в перечень, который будет контролироваться государством», — говорит Сазонова. Помимо производных финансовых инструментов предлагается включить в понятие «иностранный финансовый инструмент» «доли участия в иностранных организациях», а также инструменты, аналогов которым нет на российском рынке, — «договоры и иные документы, признаваемые в соответствии с нормами международного и иностранного права в качестве финансовых инструментов».

Участники рынка полагают, что более подробные определения, предложенные министерствами, ограничат способы владения зарубежными активами. «Министерство пытается минимизировать количество возможных лазеек. Ранее гражданин, который подпадает под действие 79-го ФЗ, мог, например, купить долю в зарубежном заводе и заявить, что это не является иностранным финансовым инструментом. Формально он мог оказаться прав, так как трактовка слишком общая, а теперь то или иное участие в иностранном предприятии будет считаться иностранным финансовым инструментом», — пояснил глава депозитарного отдела крупного банка.