Иностранным рейтинговым агентствам придется регистрировать в России дочерние структуры, а не представительства и филиалы, как сейчас, и получать аккредитацию ЦБ. Об этом говорится в разосланной Центробанком на прошлой неделе рабочей версии проекта закона, который будет регулировать этот сегмент рынка. Рейтинговые агентства должны представить в ЦБ замечания в конце текущей недели, рассказали «Коммерсанту» участники рынка. Эту информацию подтвердили в ЦБ.

Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года и наиболее серьезно отразится на деятельности в России международных агентств. Им придется создать в России дочерние структуры, которые будут компаниями, существующими в российском правовом поле. Сейчас у агентств «большой тройки» (Moody`s, Fitch и S&P) в России лишь представительства и филиалы, они, как и головные структуры, подчиняются только американским и европейским регуляторам. «Данное требование вытекает из необходимости реализации надзорных полномочий регулятора в отношении рейтинговых компаний вне зависимости от происхождения их капитала. Но когда мы имеем дело с филиалом иностранной компании, применение к филиалу надзорных полномочий затруднительно», — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

В Moody`s, S&P и Fitch отказались от официальных комментариев, подтвердив получение проекта закона. «Мы должны перевести текст закона и отправить в головной офис, вряд ли мы успеем так быстро подготовить свои замечания, обычно ЦБ дает больше времени», — сказал представитель одного из иностранных рейтинговых агентств. «Закон серьезный и жесткий, мы пока не готовы комментировать его», — заявил «Коммерсанту» источник в другом агентстве.

Законопроект никоим образом не может повлиять на практику международных агентств, зарегистрированных вне российской юрисдикции. «Российские компании не лишаются возможности в целях использования рейтингов за рубежом получать эти рейтинги напрямую от иностранных рейтинговых агентств. Что, по большому счету, сегодня и происходит», — говорит Чистюхин. Однако после вступления закона в силу у системы рейтингов «большой тройки» есть риск задвоиться. Возможно, например, что американское S&P присвоит рейтинг какому-либо российскому эмитенту, а российское S&P этот рейтинг не признает. Более того, согласно текущей версии законопроекта, такое признание невозможно: для этого между российским и американским регуляторами должно существовать соглашение о сотрудничестве. Подобных соглашений, по признанию Чистюхина, пока нет. В такой ситуации может возникнуть вопрос о степени «международности» рейтингов от российских «дочек» «большой тройки».

Впрочем, этот вопрос ЦБ решать и не планирует. «Вопрос признания за рубежом кредитного рейтинга, присвоенного российской «дочкой» иностранного рейтингового агентства, находится в компетенции зарубежных регуляторов. Именно им предстоит решить, признавать или не признавать такой рейтинг», — говорит Чистюхин.