В текущем году сезонный спрос на микрозаймы среди предпринимателей, реализующих школьную продукцию, снизился на 7%. Такие данные приводит компания «Финотдел».

Сильнее всего, на 28%, упал спрос на займы предпринимателей, занимающихся продажей канцелярских товаров. По мнению аналитиков компании, такая тенденция связана с активным развитием крупных торговых сетей, которые вытесняют малый бизнес. Количество заявок от представителей МСБ, реализующих учебную литературу и методические материалы для школьников, по сравнению с прошлым годом снизилось на 20%.

Единственным направлением, где отмечено увеличение сезонного потребительского спроса, стала детская одежда. При этом в структуру сегмента заметные изменения внесло повсеместное введение школьной формы. Максимальный всплеск спроса предпринимателей на займы (+12%) зафиксирован в швейных ателье. Еще одна тенденция заключается в росте доли рынка товаров для школьников, которую занимают региональные интернет-магазины. По сравнению с прошлым годом количество заявок на микрозаймы по этому направлению бизнеса выросло на треть (+31%).

Согласно ожиданиям предпринимателей, больше всего денег на сборы детей в школу готовы потратить родители за Уралом и в Сибири. Малый бизнес, связанный с реализацией товаров для школы, лидирует по росту объема предоставленных займов (+11% к 2013 году в СФО и +8% в УФО).

В южных регионах, где традиционно развита мелкая торговля, спрос на займы также увеличился (+4%). А вот в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах, которые характеризуются высоким проникновением крупных сетей, малый бизнес настроен менее оптимистично. Снижение обращений предпринимателей за заемными средствами в этих регионах составило 14%, 10% и 7% соответственно.

«Конец лета — традиционно «высокий сезон» для предпринимателей, занятых в школьном бизнесе, поэтому результаты проведенного исследования оказались достаточно неожиданными. Отмеченные тенденции отражают одну из главных проблем, с которыми сталкивается российский малый бизнес, — вытеснение небольших магазинов крупными торговыми сетями, конкурировать с которыми становится все сложнее», — отметил генеральный директор ОАО «Финотдел» Денис Неретин.