Счетная палата настаивает на расширении полномочий финансового омбудсмена — арбитра между финансовыми организациями и их клиентами. В его компетенцию предлагается включить работу с обращениями граждан по реструктуризации долга (изменению условий погашения, как правило, проблемного займа). Об этом, пишут «Известия», говорится в заключении контрольного ведомства по законопроекту о финомбудсмене, принятому Госдумой в первом чтении 1 июля.

Счетная палата оценила как «нелогичные» нормы законопроекта, по которым финансовый омбудсмен не вправе рассматривать обращения граждан по вопросам реструктуризации их задолженности. Аудиторы пояснили, что значительная часть проблем, с которыми сталкиваются потребители финансовых услуг, связана как раз с обслуживанием задолженности. Поэтому исключение этих вопросов из сферы компетенции омбудсмена ограничит возможности в достижении поставленных перед ним целей. Предназначение омбудсмена — досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и гражданами, что позволит снизить нагрузку на суды, напомнили в Счетной палате.

Критике также подверглось положение законопроекта, запрещающее омбудсмену рассматривать обращения, затрагивающие интересы третьих лиц. Такой подход, полагает Счетная палата, значительно сужает круг потенциальных заявителей, ведь условием кредитных договоров нередко является требование о наличии поручителей. В контрольном ведомстве настаивают на доработке законопроекта ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.

Действующий финансовый омбудсмен Павел Медведев (работает на общественных началах при Ассоциации российских банков) поддержал замечание Счетной палаты, касающееся обращений граждан по реструктуризации их задолженности: «…Именно под этим флагом и начинали писать законопроект о финансовом омбудсмене. Появление впоследствии в документе запрета на рассмотрение финансовым омбудсменом обращений по вопросам реструктуризации долгов граждан крайне удивительно».