Доля банковских платежей, проводимых населением через Интернет, к 2020 году должна составлять не менее 35% в денежном выражении и не менее 50% в количественном. На такие цифры предлагают ориентироваться эксперты Ассоциации региональных банков России и рейтингового агентства «Эксперт РА», разработавшие проект стратегии развития финансового сектора РФ до конца десятилетия.

Авторы документа констатируют, что доля таких платежей уже демонстрирует устойчивый рост: в 2010—2013 годах она в денежном выражении выросла с 7,4% до 15,3%, а в количественном — с 19,6% до 35,3%. Уровень проникновения ДБО для юридических лиц еще выше: за 2013 год показатели составили 67,5% и 63,4% в денежном и количественном выражении соответственно.

Вместе с тем данные операции распределены по регионам неравномерно, и основной объем операций продолжают совершать пользователи из Москвы и Подмосковья. Расширение масштабов интернетизации и дистанционного банковского обслуживания снизит издержки банков и повысит доступность услуг в регионах, а также может стать для банков дополнительным источником комиссионных доходов и одним из каналов продаж банковских продуктов, считают авторы документа.

Повысить региональное распространение ДБО можно, в частности, за счет активного подключения малых и средних региональных банков к «клубным» системам интернет-банкинга, предлагают разработчики финстратегии.

В целом стратеги ратуют за снижение доли наличного оборота, в том числе за счет стимулирования государством рынка банковских гарантий и аккредитивов. Целевая модель на 2020 год предполагает, что денежная масса без учета наличности (то есть средства на срочных и бессрочных банковских счетах резидентов) достигнет как минимум 55% ВВП против 36% в 2013-м.

В числе многих других вопросов в проекте стратегии затрагивается проблема «аутсорсинга финансовой инфраструктуры и институтов». Разработчики согласны с укрепляющимся сегодня мнением, что необходима альтернатива банковской инфраструктуре, базирующейся в Евросоюзе и США, а также российский аналог SWIFT, который должен функционировать параллельно с международной системой банковского обмена информацией. И то, и другое имеет смысл развивать вместе с БРИКС, считают эксперты. Также отмечается, что для того, чтобы создаваемая сейчас в РФ национальная система платежных карт достигла масштабов, сопоставимых с масштабами деятельности международных платежных систем, нужны государственные дотации для компенсации банкам затрат на модернизацию технологической базы. Впрочем, в любом случае НСПК заработает в полную силу не раньше середины 2015 года, прогнозируют эксперты.

Также они указывают на такую нежелательную форму зависимости РФ от международной инфраструктуры, как зависимость от иностранных рейтинговых агентств. Например, их рейтингами зачастую обусловливаются возможности банков по привлечению фондирования. «Необходимо исключить из всех нормативных документов упоминание отдельных рейтинговых агентств и расширить возможности использования рейтингов российских рейтинговых агентств в целях регулирования деятельности банковского сектора», — призывают авторы финстратегии-2020.