Каждый третий россиянин (28%) предпочитает пользоваться кредитами банков, предлагающих свои услуги в торговых точках или риелторских компаниях, а каждый пятый (18%) потенциальный клиент банка не готов изучать предложения банков-конкурентов. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в августе Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).

Две трети россиян (65%) все-таки считают необходимым сравнить как минимум два варианта и выбрать лучший. 17% респондентов затруднились ответить, стоит ли изучать предложения разных банков перед тем, как воспользоваться их услугами.

49% участников опроса заявили, что ориентируются не на процентную ставку по кредиту, а на общую сумму переплаты. Подобное поведение, указывает НАФИ, характерно для людей с высшим образованием, россияне с начальным и неполным средним образованием ориентируются прежде всего на информацию о процентных ставках. Так же поступает каждый третий респондент в возрасте до 24 лет.

Россияне в возрасте от 18 до 44 лет с большей вероятностью согласятся воспользоваться кредитом банка, если тот предлагает свои услуги в торговой точке, автосалоне или риелторской компании. Подобное поведение характерно почти для трети участников опроса (28%). Около половины опрошенных отметили, что, прежде чем взять кредит, они постараются поискать более выгодное альтернативное предложение вне торговой точки.

«В случае с «длинными» кредитами вроде ипотечного займа или автокредита потребители, по сути, являются заложниками продавца: выбор, который дает автосалон или риелтор, как правило, невелик. Выбирая из двух-трех банков, заемщик с высокой долей вероятности остановится на банке, с которым его уже связывают какие-либо отношения, например зарплатная карта или вклад. Фактором выбора также может стать и наличие отделения рядом с домом или работой. Когда речь идет о классических POS-кредитах или займах на покупку товаров в магазине, выбор может быть больше, но и критичность потребителя значительно снижается из-за того, что сумма кредита гораздо меньше», — поясняет руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.

По ее словам, если у покупателя нет предубеждения против бренда банка, то подчас он готов обратиться к сотруднику той кредитно-финансовой организации, стойка которой будет стоять ближе всего к нему в момент принятия решения, или к тому кредитному менеджеру, который сам проявил активность. «Подобная пассивность россиян может объясняться отсутствием понимания того, что они могут обратиться в другой банк, а также своего рода финансовым фатализмом: потребители осознают, что их уровня базовой финансовой подготовки недостаточно для того, чтобы сравнивать предложения разных банков, и, следовательно, нет смысла тратить на это время и силы», — делает вывод Лобанова.