Объем нового бизнеса на рынке лизинга (стоимость переданного в лизинг имущества) по итогам первого полугодия 2014 года сократился на 2,5%, до 344 млрд рублей, а сумма новых договоров — на 15%, до 505 млрд. Такие данные приводятся в исследовании «Рынок лизинга по итогам первого полугодия 2014 года: автолизинг в лидерах», полную версию которого представило рейтинговое агентство «Эксперт РА» (с текстом также можно ознакомиться на портале Банки.ру).

Как поясняют авторы обзора, причиной сокращения стало сжатие сегментов железнодорожной и авиатехники на 44% и 26% соответственно. В целом по рынку положительные темпы прироста продемонстрировали 12 из 18 сегментов, в том числе автомобили и строительная техника. Но с учетом того, что доля сокращающихся железнодорожного и авиационного сегментов в общем объеме рынка все еще велика (около 40%), другие сегменты не смогли переломить негативную тенденцию.

На фоне падения в сегментах железнодорожной и авиатехники автолизинг продемонстрировал рост на 19% и стал крупнейшим сегментом в структуре нового бизнеса впервые с 2008 года. По итогам первого полугодия 2014-го грузовой и легковой автотранспорт показали высокие темпы прироста по новым договорам (16% и 23% соответственно). В сегменте автотранспорта помимо традиционных лидеров существенно нарастили объемы сделок госкомпании: «ВЭБ-лизинг» теперь занимает первое место по новым сделкам в сегменте грузового и легкового автолизинга.

По оценкам агентства, доля крупных компаний в структуре нового бизнеса за первое полугодие 2014 года снизилась до 53,2% (см. также полугодовой рэнкинг лизингодателей на сайте «Эксперт РА»). Сокращение объема сделок с крупным бизнесом (не менее чем на 60 млрд рублей по сравнению с первым полугодием 2013 года) произошло параллельно с существенным ростом объема сделок с представителями малого бизнеса. Доля сделок с малыми компаниями увеличилась до 36% в структуре нового бизнеса за первое полугодие текущего года.

«Возросла доля просроченных платежей. По нашим оценкам, их доля по рынку составила не менее 4% (годом ранее — около 2,5%), а в розничном секторе — в среднем 5—6%, — отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков. — Проблемная задолженность у некоторых лизинговых компаний на 1 июля 2014 года составляет более 10% от портфеля, что говорит о возможной потере значительной части будущих платежей. Дальнейшее замедление экономики страны может ощутимо повлиять на рост неплатежей со стороны клиентов компаний, что приведет к значительному снижению маржинальности лизинговых компаний и сокращению объема сделок на рынке лизинга».

Оптимистичный сценарий «Эксперт РА» предполагает незначительный спад на рынке лизинга в 2014 году — примерно на 5% (до 745 млрд рублей). В случае реализации позитивного прогноза рост продемонстрирует только сегмент автолизинга (на 15%), а сегменты железнодорожного и авиализинга сократятся на 16% и 10% соответственно.

Пессимистичный прогноз — это сокращение рынка на 20% (до 630 млрд рублей). Снижение произойдет во всех сегментах: в автолизинге — на 5%, в железнодорожном сегменте — на 35%, в авиационном — на 20%.