Жертвами стремительно принятого Госдумой закона, запрещающего иностранцам контролировать более 20% в российских средствах массовой информации, могут оказаться не только медиахолдинги. Обладателями лицензий СМИ оказались сайты мобильных операторов, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и банков, в капитале которых есть доля иностранных инвесторов, выяснил «Коммерсант».

В соответствии с принятым Госдумой всего за девять дней законом, с февраля 2016 года компании, иностранный капитал в которых превышает 20%, уже не смогут владеть российскими СМИ. Российские компании и физические лица, контролирующие доли в медиа через иностранные структуры, получат отсрочку до февраля 2017 года.

Согласно базе данных Роскомнадзора, лицензии СМИ имеют более десятка НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обязаны по закону об НПФ раскрывать данные, например, в форме ежегодного отчета об инвестировании средств. Регистрация сайта фонда в качестве СМИ позволяет упростить данную процедуру и сэкономить на размещении информации в сторонних СМИ, пояснили «Коммерсанту» участники рынка. Раньше фонды были некоммерческими организациями, но по новому законодательству обязаны акционироваться. Пока своих владельцев раскрыли меньше половины НПФ, отмечает газета. По ее данным, закон об ограничении владения иностранцами СМИ может коснуться, например, НПФ «Наследие» (контролируется через кипрскую UCP PE Assets Limited), НПФ «КИТ Финанс» (кипрская Waylong Holdings Limited) и НПФ «Стальфонд» (кипрская «Ренсетло Инвестментс Лимитед»).

Лицензия СМИ есть у ВТБ 24 (принадлежит ВТБ, 39% которого находятся в свободном обращении). По словам руководителя пресс-службы ВТБ 24 Артема Бочкарева, регистрация сайта в качестве СМИ объясняется тем, что он «является таковым по формальным признакам», и статус СМИ дает больше возможностей банку по расширению функционала и наполнения сайта. Как СМИ зарегистрирован и российский сайт системы моментальных платежей QIWI (64,4% торгуются на NASDAQ, остальное принадлежит нескольким иностранным компаниям). В пресс-службе компании, впрочем, уточнили, что сейчас основным сайтом является международный Qiwi.com, а необходимость в ресурсе с лицензией СМИ уже отпала.

Чтобы информировать о своих услугах, компаниям необязательно создавать редакции и регистрироваться как СМИ, заявил «Коммерсанту» один из разработчиков законопроекта, депутат Леонид Левин. «Они могут информировать через различные СМИ, рассылая свои пресс-релизы. Но если такая проблема есть, пусть приводят ресурсы в соответствие с требованиями нового законодательства», — сказал он.