Сегмент железнодорожного лизинга, демонстрирующий в последнее время отрицательную динамику, может восстановиться к 2016 году, хотя уже не покажет таких результатов, как несколько лет назад. Такого мнения придерживается генеральный директор компании «ТрансФин-М», являющейся крупным игроком в сегменте железнодорожного лизинга, Дмитрий Зотов.

Объем нового бизнеса на рынке лизинга по итогам первых шести месяцев года сократился на 2,5%, а совокупная стоимость новых договоров — на 15%, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам первого полугодия 2014 года: автолизинг в лидерах», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Как следует из обзора, на фоне сокращения железнодорожного и авиасегментов (на 44% и 26% соответственно) автолизинг продемонстрировал рост на 19% и стал крупнейшим сегментом в структуре нового бизнеса впервые с 2008 года. По мнению ряда аналитиков, восстановления спроса в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава в ближайшее время ждать не стоит.

По словам главы «ТрансФин-М», в благоприятных экономических и политических условиях расти будут все сегменты рынка лизинга. Эксперт указывает, в частности, на достаточно высокий уровень износа основных фондов по многим отраслям: «Например, по данным Boeing, к 2032 году должно быть закуплено порядка 1 170 воздушных судов, при этом 66% пойдут на замену старых самолетов. Уровень износа грузового автотранспорта и спецтехники составляет порядка 80%. Аналогичная ситуация в отрасли водных судов. Сегмент лизинга недвижимости вообще практически отсутствует». 

Между тем различные сегменты демонстрируют разную степень зависимости от конъюнктуры рынка и внешних условий, замечает эксперт.

Последние данные, действительно, показывают спад объемов в лизинге для железнодорожной отрасли и рост сегмента автолизинга, констатирует Зотов. «На протяжении 2013—2014 годов ставки держались на критически низком уровне. В результате доходность перевозки стремилась к нулю, что негативным образом отразилось на финансовом состоянии операторов. Банки практически перестали кредитовать данный сегмент — отсюда низкая доля лизинга железнодорожных вагонов по итогам полугодия», — отмечает эксперт. 

При этом в парке сохраняется значительная доля вагонов с истекшими сроками эксплуатации. В рамках вступления в силу технического регламента, разрешающего продление эксплуатации только после дорогостоящей процедуры сертификации и модернизации, прогнозируется списание и утилизация порядка 190 тыс. вагонов в ближайшие три года. Не так давно в СМИ было сообщение о письме начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Алексея Сакеева к Совету операторов железнодорожного транспорта с предложением начать утилизацию 70 тыс. старых вагонов, эксплуатировать которые по новому техническому регламенту запрещено, напоминает Дмитрий Зотов.

«Думаю, что сегмент лизинга вагонов восстановится к 2016 году», — прогнозирует эксперт. Однако темпы роста будут не такими ошеломляющими, как в 2011—2012 годах, считает он.

Глава «ТрансФин-М» обращает внимание на то, что у автотранспорта, в отличие от ж/д вагонов и воздушных судов, срок полезного использования имущества значительно меньше. Поэтому столь существенной зависимости от конъюнктуры рынка в данном сегменте нет и рост происходит каждые два — три года в соответствии со сроками замены транспорта, поясняет Зотов.