Работающий в Крыму Российский Национальный Коммерческий Банк (РНКБ) предложил услуги private banking клиентам, готовым разместить вклад на сумму от 3 млн рублей. Как сообщила «Коммерсанту» управляющий директор подразделения private banking РНКБ Валентина Радзивил, направление это запущено в июле, на текущий момент у банка уже более 1 тыс. VIP-клиентов, для их обслуживания открыто восемь офисов.

К VIP-клиентам в РНКБ относят также держателей карт «Прайм», получить которые можно, лишь «обладая определенным статусом и уровнем доходов». Каким именно — в банке не раскрывают, равно как и информацию об объеме средств, привлеченных от VIP-вкладчиков. Исходя из минимального размера вклада и числа таких клиентов, этот объем можно оценить минимум 3 млрд рублей, пишет «Коммерсант». Всего, по данным российской отчетности РНКБ на 1 октября, объем средств физлиц, размещенных в банке, составлял 12,5 млрд рублей.

С момента присоединения Крыма к России и ухода с полуострова украинских банков услуги private banking в Крыму не предоставлялись. Однако примеру РНКБ, по данным «Коммерсанта», в обозримом будущем готовы последовать и другие игроки. Так, по словам первого зампреда правления Генбанка Сергея Мохова, поскольку банковская система в Крыму строилась с нуля, банкам раньше было не до private banking, но потребность в таких услугах есть. Генбанк намерен развивать это направление со следующего года в полноценном формате, с отдельными офисами, индивидуальными услугами и инвестпродуктами.

Эксперты же считают, что private banking вряд ли будет экономически оправданным в регионе: учитывая слабое развитие кредитования в Крыму, отбить привлеченные у VIP-клиентов средства будет проблематично, а заработать на них и вовсе невозможно. Так, у самого РНКБ на 1 октября при объеме привлеченных клиентских средств на расчетные счета и депозиты юрлиц и физлиц 22,3 млрд рублей объем выданных кредитов компаниям, госструктурам и гражданам составляет лишь 1 млрд рублей. Остальные средства преимущественно размещены в ЦБ на корсчетах и депозитах (11,1 млрд рублей), а также вложены в ценные бумаги ОФЗ (3 млрд рублей) и векселя (2 млрд рублей). Таким образом, очевидно, что у банка переизбыток ликвидности и в привлечении ее у VIP-клиентов по завышенным ставкам нужды сейчас нет, указывает «Коммерсант».

Private banking — это скорее имиджевая история, чем бизнес, направленный на получение прибыли, отмечает глава департамента депозитных и комиссионных продуктов банка «Ренессанс Кредит» Галина Уткина, поясняя, что развитие полноценного private banking c открытием отдельных офисов не всегда окупается.

В РНКБ, впрочем, могут позволить себе потратиться на имидж. «Прибыль в этом году не была приоритетом номер один для РНКБ: его первоочередной задачей было обеспечить население и предприятия Республики Крым и Севастополя качественными банковскими услугами, — сообщили «Коммерсанту» в банке. — А создание VIP-центров — это вложения в долгосрочное сотрудничество, нацеленное на перспективу».