Экономический спад, имеющий ряд негативных последствий в том числе для рынка лизинга, может, с другой стороны, стать и одним из драйверов спроса на лизинговые продукты. О факторах, определяющих динамику лизингового рынка в настоящий момент, рассуждают участники опроса, поступившего в редакцию Банки.ру.

Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М»:

— Замедление темпов экономического роста — это главный фактор, влияющий на рынок лизинга. Неблагоприятная внешняя среда вынуждает лизинговые компании ужесточать требования к клиентам и вслед за банками увеличивать стоимость финансирования. А это, безусловно, негативно сказывается на количестве потенциальных клиентов. Однако ухудшение финансового состояния клиентов может также и позитивно сказаться на рынке лизинга, так как в «тучные годы» больше клиентов принимали решение о приобретении имущества за свой счет, чего теперь они себе позволить не могут.

Дмитрий Липатов, партнер компании «Налоговик»:

— Сейчас на динамику рынка оказывают влияние такие факторы, как снижение уровня спроса на лизинговые услуги, медленное появление новых клиентов, стагнация экономики РФ и ее переход на кризисный этап, высокий уровень конкуренции в отрасли, изменения в законодательстве (налоговом и касающемся лизинга), недостаточная поддержка лизинга государством, негативная арбитражная практика, нестабильность европейской экономики, нестабильность на макроэкономическом и геополитическом уровнях в течение 2014 года.

Проблемы начались еще в конце 2012 года. Тогда темп роста рынка лизинга уже начал замедляться, и по показателям 2013-го сегмент вырос незначительно. Экономика РФ вошла в стагнацию еще в начале 2013 года, инфляция и цены тоже начали расти в 2013-м, рубль начал слабеть тоже до конфликта на Украине. Ситуация с Украиной и антироссийскими санкциями усугубила положение, но не стала причиной этого ухудшения. Поэтому качественного изменения ситуации на рынке лизинга со стабилизацией ситуации на Украине не произойдет: улучшение будет, но ситуацию это не изменит.

А изменит ситуацию рост экономики России. Для этого нужно, чтобы рубль перестал слабеть, инфляция перестала увеличиваться, уменьшился отток капитала из РФ, начали более активно развивать производство и промышленность в стране, а также строительную отрасль. Для этого понадобится минимум три — пять лет.

Никита Куликов, заместитель генерального директора консалтинговой компании Heads:

— Основной фактор, влияющий на рынок лизинга, — это, разумеется, деньги и их доступность. Лизинг — это консервативный бизнес, сродни облигациям, и, соответственно, все вложения в данное направление окупятся не быстро и только при условии, что продукты будут востребованы и будут по карману конечному потребителю. Чехарда с курсами валют, резкое увеличение ставки Центробанком РФ, разумеется, не могут положительно сказаться на данной отрасли в целом, и вполне возможно, что с рынка уйдут небольшие и средние игроки. Однако те, кто сможет продержаться в этот непростой период, войдут в новый виток рынка на более выгодных условиях и смогут забрать значительные объемы данного рынка.

Андрей Писаренко, генеральный директор компании «Элемент Лизинг»:

— Основными факторами изменения рынка лизинга стали нестабильная ситуация на финансовых рынках, отсутствие ликвидности у банков, стагнация в экономике и, как следствие, снижение спроса на приобретение новых основных средств. Объемы рынка в целом, скорее всего, уменьшатся. Крупных сделок с самолетами, паровозами, дорогостоящим индустриальным оборудованием заключают меньше. Но в сегменте автотранспорта и спецтехники ситуация, например, иная. Несмотря на снижение продаж автотранспорта и спецтехники, объемы лизинговых операций в этом сегменте, скорее всего, не сократятся по сравнению с прошлым годом и могут даже вырасти. По крайней мере, мы наблюдаем увеличение спроса на лизинг. Во-первых, сократились объемы потребительского кредитования, во-вторых, у предприятий стало меньше средств для прямой покупки транспорта и спецтехники.

Нестабильная ситуация на финансовых рынках привела к тому, что часть лизинговых компаний во второй половине этого года столкнулась с проблемой стоимости фондирования и доступа к нему. В связи с этим лизинговые компании вынуждены сокращать объемы своих операций. Многие лизинговые компании, учитывая общую тенденцию стагнации в экономике, стали более консервативно оценивать потенциальную платежеспособность и платежную дисциплину клиентов. И, по сути, перестают финансировать тех клиентов, которых они ранее финансировали. По всей видимости, часть спроса может остаться неудовлетворенной.

Даниил Кириков, партнер группы компаний vvCube:

— Основными факторами, которые влияют на изменения на рынке лизинга, являются падение рубля, отсутствие стабильности в экономике, возможности расчета со стороны строительных компаний, снижение количества строительных проектов, снижение покупок техники (одни меньше заказывают, другие меньше покупают).

Ольга Стасевич, эксперт в области финансовых исследований:

— В первом полугодии 2014 года наблюдалось сокращение объема крупных сделок в сегментах авиа- и железнодорожного лизинга и рост объема розничных сделок. Ввиду высокой ликвидности автотранспорта он стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества. На это повлияло замедление темпов роста экономики.

Лизинг, действительно, можно считать зеркалом экономики, которая, в свою очередь, является основным фактором влияния на данный рыночный сегмент. По мнению некоторых экспертов, к замедлению темпов роста лизинговых компаний также ведет замораживание инвестиционных программ и рост стоимости предметов лизинга, что спровоцировано инфляцией.

Андрей Ермаков, директор по развитию автокредитования департамента розничного бизнеса Локо-Банка:

— Автомобильная отрасль в России второй год находится в сложном положении, которое к тому же имеет тенденцию к ухудшению. Так, если в первом квартале 2013 года автомобильный рынок демонстрировал рост, то уже к середине весны рост обнулился, а с лета динамика стала отрицательной. Текущий же год с самого начала стал черной полосой в жизни автопрома: за девять месяцев 2014-го продажи новых легковых и коммерческих авто сократились на 13%, при этом падение усиливается: так, только в сентябре продажи снизились на 20,1% по сравнению с сентябрем 2013 года. Базовые факторы снижения продаж остаются прежними: падение продаж коммерческого транспорта и «закредитованность» компаний. Масла в огонь добавляют санкции, падающая нефть и резкий рост стоимости валюты — все это отражается большим негативом и отказом компаний брать на себя долгосрочные риски.

Опрос провела Алина Колоскова.