Все члены Еврокомиссии должны будут с 1 декабря 2014 года разглашать информацию обо всех контактах с представителями бизнеса и профессиональными лоббистами. Обязательная отчетность станет одним из первых шагов в рамках «Инициативы о прозрачности» (Transparency Initiative), которую провозгласил новый председатель ЕК Жан-Клод Юнкер 19 ноября.

В перспективе систему регистрации лоббистских контактов планируется распространить на всех чиновников при еврокомиссарах, глав генеральных дирекций ЕК (отвечают за целые направления политики ЕС, например за торговлю, энергетику и др.). А к концу 2016 года европарламент должен будет разработать законодательную базу по регулированию лоббистских практик.

Институт лоббирования в Евросоюзе начал стремительно набирать популярность в 1990-х годах, когда государства политического блока стали передавать все больше полномочий в ведомство Брюсселя. По оценкам некоммерческой организации Corporate Europe Observatory, которая давно борется за создание жесткого контроля лоббистской деятельности в ЕС, сегодня на 31 тыс. европейских чиновников приходится около 30 тыс. лоббистов: большее давление оказывается на законодателей только в Вашингтоне. При этом в отличие от США в Европе практически отсутствует законодательство о регулировании лоббизма.

По оценкам Corporate Europe Observatory, около 75% законодательных актов и инициатив принимаются под воздействием заинтересованных лиц. Это не значит, что корпорации заставляют политиков принимать «нужные» решения, но они могут, к примеру, предоставлять законодателям весомые аргументы при обсуждении законов, от которых зависит их коммерческая деятельность. А Совет ЕС – главный исполнительный орган власти Европы – считается самой непрозрачной структурой в Брюсселе, отмечает издание EU Observer.