Национальный совет финансового рынка подготовил отрицательное заключение на поступивший в Госдуму законопроект, предполагающий увеличение максимальных штрафов за нарушения в сфере рекламы финансовых услуг до 1 млн рублей. В НСФР считают цифры необоснованными и опасаются, что штрафы будут несоразмерны нарушениям.

Законопроект об ужесточении санкций за нарушение законодательства о рекламе был внесен в Госдуму депутатом Виктором Климовым 24 октября 2014 года. По данным автора документа, на нарушения при рекламе финансовых услуг приходится до четверти всех нарушений рекламного законодательства, поэтому наказания, по его мнению, надо ужесточить.

Как напоминают в НСФР, законопроект предлагает дополнить статью 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается нарушения закона о рекламе, новой частью 6, выделяющей нарушения в рекламе финуслуг в отдельный состав правонарушений. Предусмотрено серьезное увеличение штрафов: в частности, верхнюю планку для юридических лиц предполагается поднять вдвое — с 500 тыс. до 1 млн рублей.

В настоящее время за нарушение юридическим лицом законодательства о рекламе предусмотрены штрафы в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Участники финансового рынка не поддерживают концепцию законопроекта, следует из заключения НСФР. По их мнению, предлагаемые изменения, устанавливающие неоправданно жесткие санкции, не учитывают особенности рекламы финансовых услуг и приведут к крайне негативным последствиям для всех организаций, оказывающих такие услуги, «что в результате в условиях финансовой нестабильности приведет к нарушению прав их клиентов, в особенности физических лиц».

Например, поскольку в новом законопроекте нет дифференциации наказаний с учетом общественной опасности правонарушения, может получиться, что административный штраф в размере до 1 млн рублей будет грозить за рекламу финансовой услуги, значительно меньшей по стоимости, или за размещение рекламы с нарушениями, не создающими серьезных негативных последствий для потребителей финуслуг.

При этом «за последнее время чрезвычайно расширилась практика активного распространения рекламы финансовых услуг (в подавляющем большинстве случаев — услуг по предоставлению кредитов (займов) «за 5 минут только на основании паспорта») в том числе в местах, не предназначенных для размещения рекламы. Подобная реклама финансовых услуг практических никогда не содержит всей необходимой информации, предусмотренной статьей 28 закона о рекламе, в частности об условиях, влияющих на стоимость финансовой услуги, а нередко в ней вообще указывается только номер телефона, по которому можно связаться с «кредитором», обращают внимание в НСФР.

Вот такую недобросовестную рекламу финуслуг лицами, не имеющими на это право, эксперты предлагают выделить в самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотрев за это более высокую ответственность.

Кроме того, НСФР в своем заключении отмечает, что автор законопроекта ссылается на устаревшие данные о доле нарушений при рекламе финансовых услуг в общем числе нарушений закона о рекламе. Со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы эксперты указывают, что в 2013 году распространение ненадлежащей рекламы финуслуг составило 14% от всех выявленных нарушений (а не почти 25%, как указывал Климов) против 23,62% в 2012-м.

Отрицательное заключение на законопроект НСФР направил в государственно-правовое управление президента РФ, комитет Госдумы по финансовому рынку, Банк России, Минфин, Торгово-промышленную палату РФ и «Деловую Россию». НСФР просит отклонить законопроект в первом чтении либо доработать ко второму чтению, «ограничив содержание исключительно усилением ответственности за незаконную рекламу финансовых услуг лицами, не имеющими права на их оказание».