Национальный совет финансового рынка в ноябре направил в Минфин РФ предложения, касающиеся порядка информационного взаимодействия между финорганизациями и уполномоченными органами в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 года № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами».

Минфин разрабатывает проекты правительственных постановлений, регулирующих порядок этого взаимодействия. Письмо за подписью главы НСФР Андрея Емелина направлено заместителю министра финансов Алексею Моисееву.

Напомним, в указанном законе прописаны требования, касающиеся взаимодействия российских банков с иностранными клиентами и налоговыми органами, а также порядок передачи этой информации и в российские компетентные органы: Федеральную налоговую службу, Росфинмониторинг и ЦБ. Формулировки в документе общие (он распространяется на широкий круг организаций финансового рынка), но принимался он по конкретному поводу — в преддверии вступления в силу американского нормативного акта FATCA. Foreign Account Tax Compliance Act обязывает зарубежные (находящиеся за пределами США) финансовые организации передавать в американское налоговое ведомство сведения о своих клиентах-американцах, иначе Америка будет удерживать 30% с платежей, поступивших на их счета из этой страны. Требования FATCA в отношении банковских клиентов — физических лиц уже вступили в силу, а передавать американским налоговикам информацию о клиентах-юрлицах российские банки начнут весной следующего года.

С учетом приближающихся сроков направления организациями финансового рынка отчетности в соответствии с законом США о налогообложении иностранных счетов (март 2015 года) вопросы взаимодействия организаций с уполномоченными органами согласно 173-ФЗ являются крайне актуальными для банковского сообщества, подчеркивается в сообщении на сайте НСФР.

Участники финрынка, в частности, просят Минфин предусмотреть в разрабатываемых нормативных актах, чтобы требования о передаче в российские уполномоченные органы информации, связанной с выполнением банками FATCA, распространялись только на новые правоотношения, возникшие после принятия правительственных постановлений. Также в НСФР считают, что о регистрации финучреждения в иностранном налоговом органе достаточно сообщать только Центробанку РФ (а не сразу всем перечисленным в законе инстанциям), а о выявленных клиентах, являющихся иностранными налогоплательщиками, — только в Росфинмониторинг, причем не о каждом в отдельности, а «в агрегированном виде на ежегодной основе».

Что касается направления банками в российские органы информации о клиентах-иностранцах за десять дней до ее отправки зарубежным налоговикам (такое требование также прописано в законе), то НСФР рассчитывает, что эти данные можно будет представлять и туда, и туда в одном формате.

Кроме того, участники финрынка считают, что в нормативных актах к 173-ФЗ необходимо определить понятие «регистрация организации финансового рынка в иностранном налоговом органе» и учесть возможность последующего исключения организации из списка зарегистрированных, аннулирования ее договора с иностранной налоговой службой и изменения статуса участия, присваиваемого иностранным налоговым органом.

Большинство российских банков под угрозой штрафов со стороны Налогового управления США (Internal Revenue Service, IRS) уже там зарегистрировались «и теперь вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с изменением процедур внутреннего контроля», отмечает Андрей Емелин, чьи пояснения приводит газета «Известия».

При этом, по словам главы НСФР, менее ста банков имеют реальную перспективу столкнуться с американскими налогоплательщиками. «Разумно предположить, что после первых сданных отчетов и выявления реальной картины с обслуживанием американцев... ряд кредитных организаций сочтут риски совершения таких операций менее значимыми, чем постоянные затраты на исполнение требований FATCA», — считает Емелин. «Российский закон не обязывает наши банки взаимодействовать с IRS, а только регулирует порядок действий в случае, если такое взаимодействие осуществляется, — напоминает он. — Поэтому нам следует урегулировать и порядок действий при выходе банка из этой системы».

НСФР также призывает Минфин прописать в нормативных актах, что такое «иностранная организация финансового рынка»: в соответствии со статьей 6 обсуждаемого закона такие организации обязаны ежегодно отчитываться перед Федеральной налоговой службой РФ об открытых у них счетах (вкладах) граждан РФ и юрлиц, которые прямо или косвенно контролируются россиянами. Также нужно определить критерии такого контроля, при соблюдении которых иностранные организации финрынка, расположенные за пределами РФ, обязаны передавать в ФНС России информацию по этим юридическим лицам, подчеркивают в НСФР.