Объем нового бизнеса на рынке лизинга за январь — сентябрь 2014 года сократился на 10%, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2014 года: в пользу «розницы», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Лизинговые компании столкнулись с удорожанием кредитов и снижением платежеспособности клиентов. В результате, согласно базовому прогнозу «Эксперт РА», новый бизнес в 2014 году может сократиться на 20%. В 2015 году снижение продолжится, а потенциальный драйвер в виде импортозамещающего оборудования может проявиться не раньше конца года.

Согласно исследованию, объем нового бизнеса (стоимость имущества) за январь — сентябрь 2014 года составил 522 млрд рублей (минус 10%), а сумма новых договоров — 754 млрд (минус 20%). Эффект высокой базы III квартала 2013 года и сокращение сделок в крупных сегментах (в сегменте железнодорожной техники — на 48,9%, в авиатранспорте — на 48,5%), по мнению аналитиков «Эксперт РА», сыграли главную роль в уменьшении суммы новых договоров. В то же время сворачивание корпоративных сделок способствовало наращиванию объема сделок розничных, в результате чего доля МСБ за девять месяцев 2014 года составила около 53% нового бизнеса (33% за девять месяцев 2013-го).

Крупнейшим сегментом рынка стал автолизинг (суммарно легковой и грузовой), его доля в объеме новых договоров продолжает увеличиваться: если за девять месяцев 2013 года она достигала 21,8%, то за девять месяцев 2014-го составила уже 32,3%. Факторами подобного роста стали участие лизинговых госкомпаний в розничных сделках и высокая ликвидность такого имущества.

Острой проблемой для лизинговых компаний в этом году стало ухудшение платежеспособности клиентов. «Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 1 октября 2014 года составила не менее 10%, доля просроченных платежей — не менее 4%. Лизингополучателями с наибольшим ростом объема просроченных платежей за девять месяцев 2014 года стали компании, занимающиеся строительством и грузоперевозками», — отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.

Точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие два—три года может стать лизинг импортозамещающего оборудования. Доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за девять месяцев 2014 года составила, по оценкам «Эксперт РА», около 55%. Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств, но реализовать потенциал подобных программ возможно не ранее конца следующего года.

Согласно пессимистичному (базовому) прогнозу «Эксперт РА» на 2014 год, сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а объем нового бизнеса не превысит 630 млрд рублей. Пессимистичный прогноз предполагает, что железнодорожный сегмент сократится на 35%, авиализинг — на 15% по отношению к 2013 году. Позитивный сценарий подразумевает сокращение рынка на 5%, а его объем (новый бизнес) составит 734 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение железнодорожного и авиасегментов на 20% и 10% соответственно. Автолизинг же продемонстрирует рост на 15%, поддержку ему окажут государственная программа утилизации старых автомобилей и использование клиентами услуги trade-in.