Появился альтернативный вариант выкупа инфраструктурных облигаций ОАО «РЖД» на 100 млрд рублей в 2015 году: их приобретение Внешэкономбанком оказалось под угрозой из-за моратория на формирование накопительной части пенсии, но теперь бумаги может приобрести ВТБ за счет обсуждаемой сейчас докапитализации банка из Фонда национального благосостояния, пишет «Коммерсант».

О том, что инфраструктурные облигации монополии на 100 млрд рублей может выкупить не ВЭБ, а один из банков, докапитализируемых за счет средств ФНБ, заявил накануне глава РЖД Владимир Якунин, упомянув в качестве варианта ВТБ. По его словам, это обсуждалось на прошлой неделе на заседании правительства. Собеседник газеты в Минэкономразвития подтвердил, что схема «стоит на повестке дня». По его словам, инициатива исходила от правительства, но «позиция ВТБ еще непонятна». Окончательное решение об источнике средств должно быть принято до конца года. Официально в Минтрансе, Минфине и Минэкономики на запросы не ответили, в ВТБ и аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова от комментариев отказались.

Утвержденный правительством объем инвестпрограммы РЖД на 2015 год составляет 414,1 млрд рублей. Из них 100 млрд монополия планирует привлечь за счет облигаций и направить на крупные инфраструктурные проекты, например модернизацию БАМа и Транссиба. В 2013 году РЖД договорились с ВЭБом о выкупе облигаций на 300 млрд рублей за три года. Уже выкуплены бумаги на 150 млрд, но из-за моратория на формирование накопительной части пенсии в 2014—2015 годах ВЭБ может не найти новых средств, о чем заявил глава госкорпорации Владимир Дмитриев 10 ноября.

Когда в конце ноября стало известно о возможности докапитализации банков из ФНБ (в частности, ВТБ на 250 млрд рублей), министр экономики Алексей Улюкаев пояснял, что на выделенные деньги банк «без всякой маржи» должен профинансировать проекты, отобранные в рамках ФНБ, или приобрести облигации компаний. По мнению главы компании «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, для ВТБ будет проще профинансировать РЖД, поскольку банк не участвует в таком большом количестве проблемных проектов, как ВЭБ, но привлечение финансирования от ВТБ может обойтись РЖД дороже.