Ситибанк провел второе ежегодное исследование динамики основных категорий покупок по кредитным картам жителей России в предновогодние и праздничные дни — исходя из анализа трат 20 тыс. держателей кредитных карт за 47 месяцев. В декабре 2008 года потребительские расходы населения вырастут на 12% по сравнению со среднемесячным значением за год, но не более чем на 3% по сравнению с декабрем прошлого года, считают аналитики банка.

«Безусловно, текущая экономическая ситуация и настроения в обществе внесут определенные коррективы в потребление россиян, и новогодний рост расходов в некоторых категориях товаров и услуг снизится. Однако в целом прогноз остается оптимистичным», — говорится в сообщении банка. При этом россияне вряд ли потратят значительно больше, чем год назад.

Традиционно наиболее популярными категориями предновогодних расходов, демонстрирующими значительный рост в декабре, являются парфюмерия и косметика, ликеро-водочная продукция, ювелирные украшения и часы, компьютеры и программное обеспечение, детские игрушки и электроника. В декабре текущего года ожидается, что в основном указанные выше категории сохранят свою популярность. Лидерство в этом году будет принадлежать алкогольной продукции и парфюмерно-косметическим товарам, которые покажут рост в 115% и 110% по сравнению со среднемесячным значением за год и 30% и 15% по сравнению с декабрем 2007 года соответственно. Расходы на детские игрушки покажут хоть и значительный, но более низкий рост, чем в прошлом году, — 40% к среднемесячному значению за год (в то время как в 2007 году он составил 46%, а в 2006—112%). Снижение трат в данной категории составило 27% в ноябре по сравнению с этим же периодом прошлого года.

Рост расходов на ювелирные украшения значительно увеличится, составив 65% в декабре и 55% в январе по сравнению со среднемесячным показателем за год и 25% и 20% по сравнению с декабрем 2007 года и январем 2008 года соответственно. Популярным подарком вновь будет электроника: затраты на нее в декабре, как ожидается, прибавят 60% к среднемесячному значению за год. При этом бурный рост популярности данной категории как подарка (в 2005 году он составил 47%, в 2006—56%, в 2007—62%) замедлится, и увеличения расходов по сравнению с декабрем 2007 года ожидать не стоит.

В списке наиболее динамично растущих в декабре категорий товаров в этом году нет компьютеров и программного обеспечения. Ожидается, что предновогодний рост расходов в этой категории составит не более 5—10% по сравнению со средним значением за год. При этом по сравнению с декабрем прошлого года ожидается очень серьезное падение — на уровне 50%. Как показывают данные за август-ноябрь, общее падение спроса наиболее сильно затронуло именно эту категорию (спад составил от 48% до 63% в сравнении с соответствующими прошлогодними периодами).