Ситибанк представил итоги очередного ежегодного исследования и прогноз покупок по кредитным картам. Аналитики ожидают, что в 2014 году общий объем трат не только не уменьшится, но увеличится на 5%.

Непосредственно в декабре по сравнению с 2013 годом расходы по картам вырастут на 2% и составят около 47,2 тыс. рублей на человека. Это на 12% больше, чем среднемесячный объем трат в течение 2014 года. Объем интернет-покупок вырастет на 5% в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013-го и составит порядка 10 тыс. рублей на человека (на 6% больше, чем среднемесячный объем онлайн-трат на человека в 2014 году). Объем трат на подарки в декабре-2014 превысит 95 млрд рублей.

«Потребительское поведение представителей среднего класса пока существенно не изменилось с точки зрения объема трат. Хотя при более благоприятных условиях стоило ожидать существенно большего роста, — говорит руководитель управления по работе с клиентскими базами данных Ситибанка Дмитрий Коловский. — В последние месяцы многие покупки совершаются с учетом текущей макроэкономической ситуации, на долгосрочную перспективу. При этом средний размер трансакции уменьшается, и больше покупок совершается в рублях».

Объем расходов, связанных с покупкой авиабилетов, оплатой проживания в гостиницах и туристических путевок, традиционно уменьшится в декабре по отношению к средним значениям в течение года (к поездкам россияне готовятся по-прежнему заблаговременно): падение составит 12%, 8% и 10% соответственно. Тем не менее по сравнению с декабрем 2013 года траты по этим направлениям вырастут: на авиабилеты — на 8%, на гостиницы — на 2%, на туристические услуги — на 9%. В Интернете на туруслуги потратят еще больше: исходя из годового тренда, в основе которого лежат фактические траты в течение 2014 года, прирост покупок в этой категории, оплаченных онлайн, составит 21% в декабре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Расходы россиян на одежду в торговых точках сократились по сравнению с 2013 годом, но в Интернете одежду стали покупать чаще. Ожидается, что в декабре объем покупок, совершенных в онлайн-магазинах одежды, вырастет на 40% по сравнению со средними значениями 2014 года. По сравнению с декабрем 2013 года в онлайн-магазинах одежды потратят на 15% больше. «По оценкам Citi, в течение ближайших пяти лет, во многом благодаря развитию мобильных технологий, доходы от международной интернет-торговли вырастут на 800 миллиардов долларов США: это больше, чем весь оборот в этом сегменте за прошедшие 25 лет, — отмечает Коловский. — Наиболее активно будут развиваться интернет-магазины, специализирующиеся на продаже одежды».

Категория «супермаркеты» занимает первое место по объему трат, указывают в банке. Сезонный рост в предновогодний месяц по сравнению со среднемесячными значениями составит 44%. По сравнению с декабрем 2013 года количество денег, оставленных в продуктовых магазинах, увеличится на 18%. В кафе и ресторанах в декабре также предположительно потратят больше, чем обычно: рост по отношению к фактическим тратам в этой категории в прошлом году составит 4%, однако очевидно, что бурный рост, отмечавшийся в категории в прошедшие годы, замедлился.

Спрос на электронику, которая включает мелкую бытовую технику, мобильные телефоны и компьютеры, будет весьма впечатляющим в этом году: сезонный рост трат в торговых точках в декабре составит 67% (плюс 6% по отношению к декабрю 2013 года), а в интернет-магазинах — 108% (плюс 45% к декабрю-2013). Аналитики предполагают, что особый интерес к этой категории товаров связан с ожиданиями повышения цен на импортную продукцию начиная с января 2015 года.

Алкоголь возглавит список самых популярных категорий трат в декабре 2014 года: сезонный рост расходов в магазинах алкогольной продукции составит 96% — это самая стабильная категория декабря на протяжении всего срока наблюдений. Другими лидерами предновогодних трат станут детские игрушки (81%), косметика (69%) и ювелирные изделия (61%).

Как поясняют в Ситибанке, базой для исследования являются статистические данные о покупках, совершенных клиентами банка с использованием кредитных карт в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Уфе. В ходе исследования были проанализированы данные за период с начала 2007 года до ноября 2014-го, при этом в 2014-м выборка составила не менее 500 тыс. клиентов, отобранных случайным образом. Выборка включала мужчин и женщин в возрасте от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тыс. рублей.