Наибольший интерес к беззалоговым аукционам Банка России проявляют крупнейшие банки. Такой вывод следует из отчетности 20 кредитных организаций, входящих в топ-35. В ноябре они привлекли 80% средств, выделенных ЦБ в качестве господдержки банковского сектора. Условия беззалоговых аукционов установлены таким образом, что мелким банкам заведомо неинтересно в них участвовать. Тем самым ЦБ проводит селекцию банковского рынка, полагают эксперты.

В ноябре Центробанк на беззалоговых аукционах выдал российским банкам кредитов на сумму 835,5 млрд рублей (без учета кредитов, выделенных менее чем на месяц). Из них 325 млрд рублей было предоставлено на срок до 35 дней, 367,4 млрд — до трех месяцев, 143,1 млрд — до полугода. 80% этих средств (669,2 млрд рублей) получили крупнейшие банки. Это видно из оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета (форма 101), которую «Коммерсанту» предоставили 20 банков из топ-35. Так, на срок до 35 дней эти кредитные организации (без учета Сбербанка) привлекли 227,3 млрд рублей, до трех месяцев — 319,4 млрд, до полугода — 122,5 млрд.

Данные из формы 101 20 крупнейших банков показывают, что большую часть средств ЦБ получают именно они, а кредитные организации второго эшелона остались в стороне. По словам представителей банков, участвовавших в аукционах ЦБ, кредитные организации с наивысшим рейтингом могли получить заем в размере 1,2 капитала, средним — равный капиталу и с минимально допустимым рейтингом — с коэффициентом 0,8 к капиталу. Один из участников беззалоговых аукционов утверждает, что сейчас эти лимиты увеличены, «однако точной методики расчета никто не знает». Другой банкир говорит, что сегодня лимиты расширены до 1—1,3 капитала в зависимости от рейтинга.

«Банков в стране много, но ЦБ не уверен в качестве их активов и не готов кредитовать всех, отсюда и селективные меры в виде лимитов и рейтингов», — отмечает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. По ее мнению, ЦБ, выдавая кредиты крупнейшим игрокам, пытается сосредоточить поддержку на банках, которые считает надежными. «Остальные будут вынуждены либо объединяться с более крупными игроками, либо уйти с рынка», — резюмирует Орлова.