ВТБ до весны продержит полученные из Фонда национального благосостояния 100 млрд рублей в облигациях федерального займа, а затем вложит деньги в проекты инвестпрограммы РЖД. Подробности докапитализации банка, основанной на схеме «сквозного финансирования», приводят «Ведомости».

Как напоминает издание, Минфин и Минэкономразвития начали обсуждать, как помочь и банкам, и компаниям одной и той же суммой, осенью прошлого года. Стоимость проектов, претендующих на деньги ФНБ, превысила лимит, выделенный на инфраструктурные инвестиции, а одновременно обострилась потребность банков в докапитализации. Было решено, что одной и той же суммой можно пополнить капитал банков и профинансировать инфраструктуру, получив мультипликативный эффект для всей экономики, объясняли чиновники финансово-экономического блока.

Первым за помощью из ФНБ обратился ВТБ, запросивший 250 млрд рублей. Из них 100 млрд были выделены 30 декабря прошлого года. Деньги размещены на субординированном депозите по ставке, равной инфляции плюс 1%, на 30 лет. Это первый транш, напоминает представитель ВТБ, еще 150 млрд рублей ожидаются до конца I квартала. Назначение субординированного депозита — финансирование инфраструктурных проектов, которые отберет правительство.

«Главное условие такое — ни одного дня эти деньги не должны быть у банка, только в бумагах государства или компаний», — подчеркивает чиновник финансово-экономического блока. Сначала ВТБ купил на полученные деньги короткие ОФЗ с погашением 30 марта, которые Минфин выпустил под Новый год. «Руководство ВТБ иронизировало: «Даже подержать в руках толком не дали», — рассказывает федеральный чиновник.

Как только ОФЗ будут погашены, госбанк направит их на выкуп облигаций РЖД, говорят два федеральных чиновника. Минфин изначально выпускал бумаги таким сроком, чтобы подстроиться под инвестпрограмму РЖД, — они гасятся в тот момент, когда должны начаться инвестиции, объясняет один из собеседников «Ведомостей». РЖД нужны средства на финансирование программы в течение года, говорит представитель монополии. Инвестпрограмма компании на 2015 год составляет 414 млрд рублей. Предполагалось, что 100 млрд из них будет привлечено за счет пенсионных накоплений — Внешэкономбанк должен был выкупить инфраструктурные облигации РЖД, как уже делал в 2013-м. Но в ноябре 2014 года председатель ВЭБа Владимир Дмитриев предупредил, что из-за замораживания пенсионных накоплений выкупать облигации, скорее всего, будет не на что. Пенсионным деньгам была найдена замена: МЭР еще в прошлом году предложило выкупить облигации РЖД на средства ФНБ. У РЖД есть и другие источники — средства ФНБ их дополнят, уточняет федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. До получения средств компания должна будет подготовить комплексное обоснование каждого проекта, следует из распоряжения правительства.