Министерство финансов РФ направило правительству сводные предложения по объему ассигнований, которые могут быть потрачены на антикризисную программу в I квартале 2015 года. Как следует из документа, из-за неготовности нормативной базы открыть финансирование по большинству отраслевых программ в I квартале не получится. Но и там, где это возможно, Минфин с выделением денег предлагает пока не торопиться. Если Минэкономики хотело бы потратить на антикризисные меры 656 млрд рублей, то ведомство Антона Силуанова согласно лишь на 10 млрд, отмечает «Коммерсант».

Минфин выполнил полученное 27 января от правительства распоряжение оценить объемы бюджетного финансирования на осуществление антикризисного плана Белого дома на I квартал текущего года. Напомним, по настоянию ведомства Антона Силуанова план в целом уже не имеет выраженной в рублях определенной стоимости. На совещание у Владимира Путина 26 января выносился проект, предполагающий совокупные расходы 2,375 трлн рублей (с учетом декабрьского неденежного выделения 1 трлн в виде ОФЗ на докапитализацию банков). Из названной тогда суммы около 300 млрд составляли новые расходы федерального бюджета, 550 млрд — средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 160 млрд — эмиссия госдолга. Позже Антон Силуанов пояснял, что прямые расходы бюджета по плану на 2015 год следует уложить в объем действующего антикризисного фонда Белого дома — сейчас это 170 млрд рублей.

Как следует из имеющегося у издания письма в правительство первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, в котором сведены предложения ведомств по финансированию антикризисных мероприятий, в I квартале Минфин хотел бы и вовсе отделаться малой кровью. Если Минэкономики предлагает направить на антикризис в остающиеся два месяца квартала 656 млрд рублей, то Минфин — всего 10 млрд.

В частности, Минфин пока не видит необходимости в дополнительном выделении бюджетных кредитов регионам; Минэкономики предлагает направить на это в I квартале 40 млрд из 160 млрд, предусмотренных планом на год. Обоснование отказа — еще не начали осваиваться 150 млрд рублей, уже заложенные на эти цели в действующем законе о бюджете. Похожая аргументация — по докапитализации банков из ФНБ. Минэкономики предлагает потратить все предусмотренные на это планом 250 млрд рублей уже в I квартале. Минфин же напоминает, что распоряжением правительства от 27 декабря 2014 года 100 млрд средств ФНБ уже размещены на субординированный депозит в ВТБ и поэтому новых бюджетных ассигнований в этой части пока не требуется.

Иное обоснование отказа Минфин приготовил для последней крупной заявки Минэкономики — о предоставлении Внешэкономбанку (ВЭБ) 300 млрд из ФНБ. Ведомство указывает, что Бюджетный кодекс (БК) разрешает размещать в ВЭБе деньги фонда только для обеспечения их сохранности и стабильного приумножения. Поскольку после запланированного выделения ВЭБом этих 300 млрд на кредиты реальному сектору сохранность денег негарантированна, такое размещение возможно лишь после принятия соответствующей новой нормы БК.

Отсутствие необходимых нормативных актов стало причиной того, что нулевое финансирование в I квартале заложено и по большинству остальных антикризисных мер, в том числе по госгарантиям и по банку «плохих» долгов (в этих случаях Минэкономики с Минфином не спорит). Готов Минфин выделить деньги лишь по двум пунктам плана: до 5 млрд рублей — на компенсацию процентов по кредитам, взятым промышленными предприятиями (Минэкономики и Минпромторг хотят на эти цели 20 млрд), и 5 млрд в I квартале — на утилизацию автотранспорта (Минэкономики с такой суммой согласно, Минпромторг требует ее удвоения).

Столь скромные объемы финансирования антикризисного плана означают, что начало сколько-нибудь значимых структурных реформ откладывается как минимум до II квартала — тогда у Белого дома появятся приведенный к изменившимся реалиям новый макропрогноз и переписанный на его основе бюджет.