Компания Brand Finance, ведущий независимый консультант по оценке стоимости брендов, произвела свежие подсчеты для мирового банковского сектора. Список 500 самых дорогих банковских брендов по состоянию на 1 января 2015 года опубликован в февральском выпуске The Banker.

Американский банк Wells Fargo сохранил лидерство в рэнкинге; стоимость его бренда выросла до 34,9 млрд долларов с прошлогодних 30,2 млрд. И в целом США остаются здесь на первом месте: так, совокупная стоимость 60 американских банковских брендов в топ-500 достигла 201 млрд долларов. Но в самом верхнем сегменте Америку в этом году теснит Китай. Так, год назад в топ-пятерку по стоимости брендов входили четыре банка из США, в этом году их осталось два (Citi находится на пятом месте). Британский HSBC опустился со второй строчки на третью, а оставшиеся места заняли китайские ICBC и China Construction Bank. Стоимость брендов четырех банков, следующих за лидером, варьируется в диапазоне от 26,2 млрд долларов у Citi до 27,5 млрд у занявшего вторую строчку ICBC.

В Brand Finance отмечают хорошие результаты банковских брендов, представляющих и другие развивающиеся экономики. В целом по темпам удорожания банковских брендов лидируют Марокко, Индия, Нигерия, ОАЭ, Колумбия, Катар, Филиппины, Саудовская Аравия, Китай и Бахрейн, показавшие годовой стоимостный прирост в диапазоне от 29% до 98%.

В Западной Европе, напротив, многие банковские бренды за год подешевели. Например, Испания потеряла 2% общей стоимости банковских брендов, Великобритания — 3%, Италия — 5%, Германия — 6%, Франция — 19%.

Вес российского банковского сектора в мировом рэнкинге брендов также уменьшился, свидетельствуют расчеты Brand Finance. Хотя в топ-500 теперь числится 11 банковских брендов российского происхождения против прошлогодних десяти, большинство «старых» игроков опустились на более низкие строчки, а их бренды подешевели.

Так, бренд Сбербанка, оставаясь самым дорогим среди других представленных в списке российских имен, теперь оценивается в сумму около 8,7 млрд долларов против прошлогодних 10,95 млрд. Банк сейчас находится на 27-й строчке мирового рэнкинга вместо 17-й.

ВТБ, российский игрок номер два, в мировом масштабе ушел на 89-ю строчку с 67-й, Газпромбанк (третье место среди россиян) — на 180-ю со 147-й. Бренд ВТБ подешевел с почти 3,3 млрд до 2,25 млрд долларов, Газпромбанка — с 1 млрд до 868 млн.

Продемонстрировали снижение стоимости своих брендов и ухудшили позиции в топ-500 и почти все остальные прошлогодние российские участники: Банк Москвы, Росбанк, «ФК Открытие» (преемник НОМОС-Банка), Россельхозбанк и Промсвязьбанк. Заметнее всего — более чем вдвое — снизилась стоимость бренда Банка Москвы: с 1 млрд с небольшим до 455 млн долларов. Это обусловило его переход со 150-й строчки мирового рэнкинга на 263-ю.

Из засветившихся в прошлогоднем рэнкинге российских игроков позитивную динамику показал Альфа-Банк: добившись роста стоимости своего бренда с 319 млн до 413 млн долларов, он поднялся на 285-е место среди мировых конкурентов с 316-го.

Новичками топ-500 оказались банки «Русский Стандарт» (305-е место) и «Восточный Экспресс» (478-е). «Русский Стандарт» почему-то не фигурирует в рэнкинге-2014, хотя исходя из прошлогодней стоимости бренда в 427 млн долларов мог на это претендовать. За год стоимость бренда уменьшилась и оценивается теперь в 347 млн. Бренд Восточного Экспресс Банка подорожал со 113 млн до 164 млн долларов, свидетельствуют данные Brand Finance.

В рэнкинге-2014 («отчетным годом» для которого по идее был 2013-й) также фигурировал Транскредитбанк. Этот бренд был упразднен 1 ноября 2013 года в рамках интеграции банка в группу ВТБ.